Евгений Матвеев 16 лет спустя

Он не просто живая легенда. Он целая эпоха. Человек, которыми мы гордимся - наш земляк, известнейший актер и режиссер Евгений Матвеев. В свои 80 лет он активен и вынослив, полон идей и желания работать. Сейчас в Москве о нем снимается фильм в серии со звучным названием «Кумиры ХХ века». Евгений Семенович с легкой иронией говорит об этом – мол, в кумиры попал. Но любовь народа скрыть нельзя. И в полной мере он увидел силу народной любви на родине, где последний раз был в 1986 году…

Евгений Матвеев вместе с руководителем херсонского землячества генералом Николаем Егоровичем Гореликовым приехал в Херсон на фестиваль «Мельпомена Таврии». Но не только чтобы быть почетным членом жюри фестиваля, чтобы увидеть театр, в котором делал первые шаги, но чтобы после долгой разлуки вновь встретиться со своими земляками.

Херсон. Первые цветы, приветствия, поздравления… И первые воспоминания о юности…
- А у вас еще есть такой район – Военное? В пору моей молодости в Херсоне было два главных района – Военное и Забалка. Знаете, что делали, чтобы девчонки не приваживали ухажеров из другого района? Тогда парни носили парусиновые туфли и белые брюки. Дорог не было – пылюка везде. Если видели девушку с чужаком, заставляли парня снимать штаны, расстилали их в пыли и говорили: «Ложись и плыви отсюда». А девушка должна была смотреть, как ее хахаль уплывает, и хлопать.

Встречи с руководством города и области. Приветствия, поздравления, подарки. Евгений Семенович выразил надежду, что новые руководители найдут общий язык.
- Я часто бываю в областях России, общаюсь с губернаторами. И почти везде губернатор и мэр – враги. Дай же Бог вам работать в дружбе.

Евгений Семенович все подшучивает над своим возрастом. Даже такую притчу рассказал. Мозг человека состоит из четырех клеток. К 10 годам первая клетка умом наполняется, к 20 – вторая. В 40 лет заполнен весь мозг - человек умный. А потом начинается обратный процесс: в 50 лет одна клетка высыхает, в 60 – вторая, а в 80 ума у человека не остается… Но хоть и говорит, что от 80-летнего человека умных мыслей ждать не приходится, палец в рот ему не клади. Подарок мэру – книга о своей жизни. В ответ Владимир Васильевич Сальдо, проработавший на своем посту ровно 2 месяца, подписывает новую книгу об улицах Херсона.
- За два месяца работы вы успели книгу написать?

Много было встреч в Херсоне: пресс-конференция на фестивале, выступление в педуниверситете, интервью, открытие фестиваля «Мельпомена Таври»…

А теперь – Цюрупинск, школа №1, которую закончил актер. Сегодня она стала гимназией, здесь свято хранят память о выдающихся земляках. Но самый любимый, самый почитаемый – Евгений Матвеев. Даже показали небольшой фильм об актере, снятый юными цюрупинскими кинематографистами 16 лет назад.
Но больше всего интересовало Евгения Семеновича, остались ли в родной школе кружки? В детстве будущего актера их было много – и авиамодельный, и драматический… Говорит, сейчас в Москве в школах кружков нет никаких. И как же обрадовался, услышав, что в цюрупниской гимназии их аж 28!

Евгения Ивановна закончила школу на 2 года раньше Евгения Матвеева. 
- Знаете, как его в школе дразнили? Женька-Тюлька. Его мама работала в школе уборщицей, они жили при школе в маленькой хатке. Женька вечно в драмкружке пропадал. А почему ты Мишку Быкова не вспомнил? Он руководил драмкружком, и ты там постоянно торчал!
- Не вспомнил? Да нет, я сегодня в Херсоне о нем много рассказывал.

- Когда мы ехали с Николаем Егоровичем в поезде, я все думал, есть ли в Херсоне черешня. Николай Егорович утверждал, что есть. А я думал: нет, еще рано, продают турецкую. А сейчас вижу: своя! А помидоры какие раньше были! Разломишь – внутри сахар. Ну где же такие помидоры? В Москве, во всяком случае, нет. Есть болгарские, венгерские, а херсонских нет. Почему херсонские арбузы в Москве не знают? Как это можно? Они лучше всех арбузов в мире! Поверьте мне, я был в 40 государствах. Я ел зимой арбузы в Канаде, Америке. Даже в Хельсинки. Но почему-то эти арбузы были израильскими или турецкими. А бекмес? Даже слова такого никто не знает. Только на Херсонщине.

Теперь дорога лежит в Виноградово, в село, где будущий артист провел раннее детство. И у каждого населенного пункта – толпы людей с цветами и хлебом-солью. В Раденске, Тарасово взрослые и дети ждали Евгения Матвеева у дороги почти 4 часа:
- Здравствуйте, Макар Нагульнов!
- А когда будет фильм «Любить по-русски 4»?
- Мы вас так любим, приезжайте к нам почаще, не забывайте!
- Лучше оставайтесь у нас навсегда.

Наконец, родное Виноградово. 
- Скажите, а растут еще у вас тюльпаны?
- Растут, только давно отцвели.
- Эти цветы вошли в мою жизнь, в мою философию. Когда я вижу тюльпан возле Большого театра – на толстой ножке, крупный, балованный, как барин, - мне кажется, ветром подует – и он поломается… А наш, херсонский – его ветром гнет, он лепестками чертит на земле круг – а не ломается. Вот такие и мы, херсонцы: можем склониться, но не сломаться.

- Лев Толстой говорил: искусство – это взять у народа возвышенные чувства, пережечь их и снова вернуть народу. Я тогда не знал этих слов, но оказывается, всегда жил по этой схеме. Я любил вас, я брал от вас все сильное, потом в силу своего творчества старался вернуть это вам, показать всему миру, как вы богаты душой, как вы умеете терпеть, как вы умеете работать.
Сюрприз – встреча с одноклассницами:
- Женечка, ты меня помнишь? Помнишь, как за косички дергал?
- Так я до девчат приставл! Хорошо, что жинку с собой не взял!

- Лечу я как-то со съемок в самолете. Лет 40 мне тогда было, глаз еще есть. Ходит по салону стюардесса. Хорошая такая. Ноженьки-ноженьки, грудочки-грудочки. Утомленный я утомленный. А она делает вид, что не узнает меня. Потом вдруг подходит и спрашивает: 
- А правда, что Олейников – муж Ларионовой?
- Правда, - говорю.
- Ой! Так он же старый!
И пошла. А я-то глаз положил. Олейников моложе меня, просто поседел лет в 30, а с женой они ровесники. И с тех пор я закрылся. Все. 
На самом деле опытный глаз отметил: наши, херсонские женщины – самые красивые в мире.

- В одном из курортных городов проходил кинофестиваль. И в плане этого фестиваля звезды должны были посетить местный базар. Выхожу я из машины – меня поднимают на руки и несут… «Ох, - думаю, - дожил: народ на руках несет!» Донесли меня до базара – и бросили. А бумажника нет. Такая вот любовь. И вот иду я без денег по базару, смотрю, стоит женщина. Всплеснула руками и начала причитать:
- Ох, боже, боже! Я самого Матвєєва бачу! Що ж я дітям скажу – він старий та поганий.
Вот за что я люблю своих земляков – такого мне никто не сказал.

- Чтобы вы были счастливы. Чтобы у вас был душевный покой. Чтобы у вас была вера, что все будет лучше. Обязательно будет лучше. А теперь уходите, а то я заплачу.

- Я не люблю ходить на похороны. Там всегда говорят такие слова, каких при жизни человеку не сказали. Как Женьке Урбанскому. Когда снимали картину «Директор» о знаменитом директоре автозавода Лихачеве, был эпизод, когда Лихачев сам испытывает автомобиль. Надо было на бархан выскочить, преодолеть его и опуститься. Обычно это делают трюкачи. Но чтобы заработать деньги – а за трюк отдельно платят, и прилично, больше, чем актеру, - Урбанский делал трюк сам. Вообще, актеры не любят, когда за них трюкачи работают. Я сам этого безумно не люблю, все сам делал, поэтому и покалеченный. Он сделал один дубль. Нормально. Это сейчас мы одним дублем можем обойтись, у нас гарантийная пленка «Кодак». А раньше снимали на нашей пленке – это вообще кошмар был. Можно было 10 дублей отснять, проявить – и все брак. Поэтому всегда делали несколько дублей – на всякий случай. Два дубля сняли - хорошо. На третий раз Женька поднялся, машина перевернулась, его ударило рулем – он на месте погиб. А рядом сидел трюкач – с ним все нормально. Почему это произошло? Таких автомобилей, как в 30-е гг., уже не было. Взяли современный ВАЗ, над ним сделали кузов. Но должна быть соразмерность веса, а был дисбаланс, поэтому машина перевернулась. А у гроба говорят: «Погиб выдающийся артист». Что ж вы сейчас говорите. При жизни он не знал, что выдающийся, он не жил, как выдающийся. И погиб, чтобы заработать копейку, построить однокомнатную кооперативную квартиру. 

Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2002