Искусство метать бисер

Им вполне овладела херсонская художница Наталья Джерук. Причем, избрав для воплощения строгие сюжеты православных икон, где свобода самовыражения художника, мягко говоря, весьма ограничена каноническими рамками.

Но зато сама работа, из-за своей необычайной кропотливости, требующей поистине христианского смирения и почти ангельского терпения, в отдельные моменты очень напоминает состояние медитации. Тогда порой кажется, что до духовного очищения – катарсиса совсем недалеко...

А может ли быть иначе? Ведь иконы – это не просто красивые художественные работы. Перед ними молятся, просят помощи, плачут, их целуют – прикладываются к образам.
Образам высших сил – более совершенных, чистых и мудрых, чем самые из могущественных земных сил. Поэтому в православном христианстве иконы выполняют функции своеобразных точек соприкосновения мира  земного и мира небесного.

В жизни же земной Наталья Джерук успела пройти заметный путь на поприще художника. 
После окончания Одесского государственного художественного училища им.Грекова уже 10 лет преподает на кафедре изобразительного отделения Таврического лицея искусств. И продолжает образование в Киевском национальном университете культуры и искусств.
Серьезно увлекается фототворчеством.

В работе над иконами ей нравится сочетать, казалось бы, не сочетаемые художественные материалы – масляные  краски и вышивку бисером. Больше по душе создавать из бисера большие иконы, вышивать из бисера большие плоскости – это напоминает мозаику, только более трудоемкую. Создание икон из бисера относится к разряду весьма дорогостоящих работ, потому что на их изготовление уходит очень много времени и сил.

И нельзя забывать, что икона без духовного познания не открывается. Можно видеть ее красоту цвета, композиции, но истинного значения не понять, а значит и не воспринять ее во всей полноте. В православной церкви икона – это существенная часть богослужения. У католиков иначе, у них икона служит только иллюстрацией к Священному Писанию. Поэтому католические иконописцы пишут богоматерь с любой красивой женщины и все их Мадонны – красавицы. А православные иконы похожи друг на друга , потому что восходят к Первообразу – к самой Божией Матери.

 Икона неотделима от храма, службы и пения, молитвы, Евангелия, свечей и людей. Людей, перед которыми стоит метать бисер...

Федор Торбенко
2007