Не хочу воевать,
или Почему Суворов покидает Херсон
Краткое жизнеописание
Один из любимейших херсонских ведущих Александр Суворов (имя и фамилия настоящие) родился в Херсоне, детство и юность провел на Приднепровке. Стать артистом мечтал с детства. Поступил, но по разным причинам не окончил ни Московское цирковое училище, ни Харьковский институт искусств. Поэтому так и не состоялся как клоун или режиссер театра кукол. Некоторое время нелегально работал в Москве. После победы на Первом Всесоюзном конкурсе сатиры и юмора исколесил СССР в качестве конферансье. В команде с Игорем Угольниковым делал передачу «Оба-на». Два года прожил в Минске – писал сценарии, снимал рекламные ролики. Вернувшись в Москву, работал с Дмитрием Дибровым на канале «Свежий ветер». Снял 170 трехминутных передач с фокусами и розыгрышами. Когда в Чечне началась война и в Москве ужесточился паспортный режим (прописку сделать руки так и не дошли), вернулся в Херсон. Больше трех лет вел, на мой взгляд, самую популярную радиопередачу в Херсоне – «Большие гонки» на авторадио «Славутич». 2 месяца – «Веселую планку» на радио «Таврия». А сегодня…
Почему на херсонских радиостанциях больше не слышно ваших передач?
С авторадио «Славутич» я распрощался, потому что у нас не совпали идейно-художественные задачи. После этого одна фирма стала осуществлять мой промоушн. То есть, у меня появился свой агент, как у актеров в Америке. И мы начали делать для радио «Таврия» передачу «Веселая планка». Но ее закрыли, на мой взгляд, нарушив контракт, и сейчас эта фирма судится. Я слышу разные мнения по этому поводу, например, что у государственной структуры выиграть невозможно. Но есть закон, и его надо соблюдать.
Это как-то связано с цензурой?
В Херсоне на меня не было ни одного серьезного цензурного «наезда», только: «Мы тебе рекомендуем». Вообще, получается сложная вещь. С одной стороны, я всю жизнь занимался юмористикой в разных направлениях. С другой – поиском внутренних свобод. Извините за банальность, это то, о чем Чехов сказал: «Раба из себя выдавливать». В результате ты неизбежно приходишь к сатире. А сатира имеет много проявлений, в том числе и агрессивных – сарказм. И это нравится не всем.
А самому-то нравится?
Не получал бы от работы удовольствия – не занимался бы ею. Меня ведь это еще и кормило. Сейчас, я думаю, от такой резкой критики надо отказаться. Метод, несущий в себе агрессию, работать не будет. Побивая, любить не научишь. Я поработал в Херсоне три года, получилось неплохо, работать было приятно. А сегодня здесь на телевидении и радио для меня работы нет.
А слабо пойти поработать на стройку? Силища в таком могучем теле, видать, немереная.
Работал и на стройке. И на рынке кофточками торговал. По-разному в жизни было. Но артисту нельзя быть невидимым. Артист должен выступать, художник рисовать, продавец продавать. Каждый должен делать то, что у него лучше всего получается. Не дать один концерт в год, а выступать постоянно. Господь Бог наделил меня талантом, надо его развивать и реализовывать.
А развивать вкус людей – слушателей, зрителей?
Это проблема. Много передач низкого пошиба. То же «Джентльмен-шоу», от которого все мои знакомые плюются, - идет и идет. Да и концепция «Аншлага», такова, что передача себя не улучшает. Парадоксальная ситуация. Но, как говорится «публика дура – все съест». Вот смотри, как с музыкой обстоит. На мой взгляд, самая высокая – этническая. Потом классика – эти композиторы были философы. Затем джаз, рок-н-рольная культура, куча новых направлений. На предпоследнем месте «попса», а на последнем – «русский шансон», он же «блатняк». Кстати, народных «блатных» песен на украинском языке вообще нет и никогда не было. Вы спросите: «А одесские песни?» Отвечу так: «То песни не украинские, а одесские. Это отдельная страна такая – Одесса, и отдельная нация такая – одесситы, и песни они поют на «одесском» языке, а не на украинском». Народ слушает, в основном, «попсу» и «блатняк», это говорит о том, что у наших людей вкус недоразвитый. А на радио крутят то, что слушают. Какие уж тут идейно-художественные задачи?! Но хотелось бы поднять планку. Вообще, непонятно, что делается с радиостанциями. В то время, когда надо деньги ввозить и привлекать сюда всем способами, в один прекрасный момент вдруг начали ретранслировать русское или даже французское радио. Собственно говоря, были же херсонские станции, работали люди. Их не отменять надо было, а улучшать.
А как вы оцениваете появление в Херсоне суперпопулярного радио «Шансон»?
Популярность радио «Шансон» говорит только о низком уровне духовного потребления нашего общества. Все, что там преподносят, обслуживает, в основном, самые низкие вкусы. Можно воспринять это так, что я ставлю себя в оппозицию: «всему Херсону нравится, а ему не нравится!» Не всему Херсону. И, к сожалению, альтернативы этой музыке на радио нет. Не выгодно! Продаваться не будет! Вот и слышим повсюду одно и то же: от «Я душу дьяволу продам за ночь с тобой» до «Раз пошли на дело…» Это - продается. Более того, водители маршруток включают эту музыку на весь салон – и независимо от того, кто едет, «слушать вы у меня будете то, что хочу я!» Мне это не нравится. Это потакание духовной тупизне.
Многие слышали ваши монологи «Аншлаге»...
Я писал в основном для Коли Лукинского, мы с ним знакомы с 1989 г. Тогда был Первый Всесоюзный конкурс сатиры и юмора. Отборочные туры проводились в Туле и Запорожье, полуфинал и финал — в Одессе. Коля был одним из конкурсантов. Мы с ним тогда и подружились. После конкурса меня сразу на фестиваль пригласили. Из Киева выезжаем на теплоходе, во всех городах чалим, концерты даем на стадионах до самой Одессы. А Херсон отказался от этого концерта. Так обидно было...
А как пришла мысль писать для эстрадных исполнителей?
Коля по-приятельски как-то попросил. А я подумал: «Почему нет?» Вообще, у эстрадников дефицит хорошего материала. Порой открываешь юмористический журнал и думаешь: «Парень, ну как же ты это в редакцию понес, не стыдно было?»
Нравится, как Лукинский читает ваши рассказы?
Честно? Не нравится. Он все упрощает. Но он практик, и читает так, как ему удобно. А мне порой приходится и переделывать. В одном из рассказов у меня герой прыгнул с моста и в пароходную трубу попал. А Коля попросил переписать эту часть, потому что в каком-то монологе Петросяна, оказывается, герой тоже прыгает и попадает в пароход. А Петросян очень не любит, когда видит что-то похожее у других. На каждый анекдот авторские права оформляет. Петросян даже гонорары авторам платит по-своему: читает текст и ставит звездочки там, где, на его взгляд, зритель будет смеяться. Потом подсчитывает эти звездочки, умножает на какой-то коэффициент – и расплачивается. Так что пришлось переделать концовку, чтобы не провоцировать конфликт.
Тяжело работать с Лукинским?
Он очень легкий человек. Очень работоспособный, трудом улучшает себя.
Может, стоит и самому «трудом улучшаться», более активно писать?
Давно собираюсь написать что-то и для Геннадия Хазанова, и для Грушевского, и для Клары Новиковой. Недавно познакомился по телефону с арт-директором Ирины Билык и Андрея Данилко – Юрием Никитиным. Отослал ему один монолог для Верки Сердючки. Вообще, лучше писать конкретно для кого-то. Тогда начинает звучать голос этого человека и что-то происходит. А Данилко мне нравится - талантливый человек.
Но многие и его относят к «попсе», прежде всего за неистребимый суржик.
Ну и что? Зощенко писал так, как народ говорит. И остался классиком. А у Данилко есть то, что называется «драматизм». До драматизма в эстрадной юмористике поднимались единицы: Райкин, Карцев, Евдокимов. И это – мастерство. Оно должно быть во всем. Мастерство, а не: «Да ладно, сойдет!» Почему у нас дороги плохие, дома рушатся, самолеты падают? Из-за этого дурацкого «сойдет!» Отсюда и это уродство типа памятника «Три штыка» на Таврическом. А обелиск погибшим в афганскую войну, что на спуске к Вечному огню, может и «гробокопательная» артель «забацать» - «сойдет». У нас и на должность ставят того, кто «сойдет» - лишь бы был удобным. Сталкиваешься с засилием посредственности на многих руководящих должностях. Какой-то постсоциалистический абсурд до сих пор продолжает быть. Отсюда талантливые люди выжимаются наружу. Не только из Херсона – из Украины. Алексей Петренко так и остался великим москвичом – а из Харьковского института его выгоняли. Гурченко туда вообще не взяли - она поехала в Москву и поступила. Клара Новикова, Роман Виктюк, Борис Краснов – бывшие киевляне, тоже в Москве. Даже Роднянский уехал туда. Недавно и «Скрябин» подписал контракт с Москвой.
А разве плохо, если кто-то из херсонцев «пробьется» в Киев или в Москву?
Наша херсонская группа «Ундервуд» («Гагарин, я вас любила – о-о-о…») «пробилась». В Москве Олег Нестеров, лидер группы «Мегаполис», открыл свой продюсерский центр и раскручивает наш, херсонский «Ундервуд». Но - как крымскую (!) группу. Как это объяснить? Есть у нас еще одна хорошая группа: «Чилибомберс» – Игорь Горин и команда. Это талантливые светлые панки с щемящей гражданской темой. Я в «Веселой планке» крутил одну их вещь. Так поднимайте же их! Чтобы потом эта группа не считалась крымской! Дайте возможность им сейчас отсюда стартануть – и они останутся херсонской командой. Есть же свердловский рок? Есть. Давайте работать здесь. На мой взгляд, у нас есть и талантливые люди, и современные средства связи, и технические возможности. Вообще, я сторонник «ручной» работы. Если чего-то нет – придумай, как из «минуса» сделать «плюс». Почему никто не верит, что все это возможно? Когда мой агент всем рассказывает, какой я молодец – ему положено: работа такая, - что я монолог написал для Лукинского, пишу для Новиковой, - время от времени какой-нибудь человек с большими ушами реагирует так: «Шо-шо-шо? Ой, да не надо гнать! Не может такой человек жить в Херсоне». Понимаешь? Мол, Херсон – что это за город такой? Надо его раскручивать. Например, как Сыктывкар, который все юмористы уже в свои рассказы вставляли. Херсон – тоже смешное название. Секс-символ Украины. Давайте хоть как-нибудь его проявим. И было бы логично городу «раскрутить» артиста, а артисту ездить и «раскручивать» город. Что, я свой город не люблю?
Несмотря на то, что Херсон далеко не лучший город?
Люблю. Хотя понимаю, что он по многим показателям является очень неблагополучным местом, находится «в хвосте» многих списков. Я не буду говорить про число душевнобольных, про процент немотивированных убийств, что умирает вдвое больше, чем рождается… То, что я наблюдаю, - неприятно. Слухи о мэре, о Кучме – это тоже неприятно. Все происходит настолько неприкрыто, а кроме «Гривны» в городе, пожалуй, об этом и не заикается никто. Основное население как будто спит. Получается, один проснулся, ходит и «тырит» по карманам. Другой проснулся – и начинает будить, а просыпаться-то не хотят. Но будить людей надо!
Ну, и как мы будем будить?
Распознавать веру в Бога живого. Не воевать со злом. А делать свое дело. Собирать людей вокруг позитивного. Например, можно сделать рок-фестиваль. Типа Казантипа. У нас есть проблема - котлован высохшего озера в комсомольском парке. Есть заметные музыкальные группы - с десяток. Можно все это объединить - и устроить рок-фестиваль на дне этого котлована. Там удобное место: «водоем» двухэтажный – есть куда аппаратуру поставить, плюс мостик – удобно укрепить для дискотечной части лазерные «прибамбасы». Надо только найти средства и заинтересовать руководителей города, сделать сходни, чтобы людям было удобно опускаться-поднматься, вычистить дно – и все, площадка готова.
Надеюсь, это не единственная идея?
Я закончил цикл стихов для детей, будет книжка. Сейчас ее иллюстрирует мой друг из Минска – художник Василий Почицкий. Есть мысль снять многосерийный фильм на морские темы. Мой товарищ, капитан рыболовецкого флота, приехал из дальнего плавания, понарассказывал смешные случаи из морской жизни. В Белоруссию приглашают сняться в 6-серийном фильме по Стругацким «Сказка о тройке». А сейчас я, наверное, буду возвращаться на эстраду, писать себе репертуар. Я столько лет проработал на эстраде, как конферансье объездил весь бывший Советский Союз.
А как же работа на радио?
После моего неудачного «романа» с радио «Таврия» предложений от других херсонских радиостанций не последовало. В Херсоне мне делать нечего, я поеду туда, где востребован. Получил предложение от Артема Вознюка работать на его радиостанции в Одессе. Гонорар меня устраивает. Так что, как только жена родит, – всей семьей переедем в Одессу.
Не жалко уезжать?
Жалко… Но я еще вернусь.
Лариса Жарких
2002