В моей жизни не случалось такой любви

Ее ожидали с нетерпением и опаской. Она состоялась. О ней до сих пор говорят. И мнения абсолютно противоположные – от восторга до неприятия. Да, об экранизации булгаковского романа "Мастер и Маргарита" Владимиром Бортко не говорил разве что ленивый. И хоть сказано уже очень много, профессионалы до сих пор сравнивают и спорят.
Но и мы, рядовые зрители, тоже имеем возможность сравнивать. Ведь за последние несколько лет в Херсоне мы могли увидеть целых три спектакля с таким простым и притягательным названием «Мастер и Маргарита». В одной из антрепризных постановок, Маргариту играла Ольга Сумская. Внешне она была совершенно не похожа на булгаковскую Маргариту – представляете, блонидинка в белом одеянии. Но именно она держала на себе спектакль. Она не была роковой женщиной. Она просто любила. Нет, не просто. Она источала любовь и нежность. Она была не такая, как все…
И после интеровской премьеры хочется вспомнить тот разговор, состоявшийся почти год назад после спектакля. Разговор с совсем другой Маргаритой. Маргаритой по имени Ольга.

Ольга, вам не было страшно получить роль Маргариты? Ведь, с одной стороны, достойно сыграть булгаковских героев – крайне нелегко, с другой – вокруг постановок «Мастера и Маргариты» столько мистики…
Об этом не надо так много думать. Надо просто работать и получать удовольствие от материала, с которым ты соприкоснулся. В данном случае это относится к роли Маргариты, которая не так часто встречается на творческом пути актера, и потому отказаться от нее – это сумасшедший поступок, а вот сыграть ее – удача.
Вы сами необычная женщина и играете необычных женщин. Большинство постановок «Мастера и Маргариты» всегда «уходили» в политику. Эта же оказалась спектаклем о любви. Скажите, в этом есть Ваше влияние?
Безусловно, я привнесла свое видение, интуитивно наделяла героиню какими-то своими чертами, фантазировала. Но у каждой актрисы свой рисунок – и это естественно. Другой рисунок у Ольги Кабо… Кстати, мы с ней так и не встречались. Играем в одном спектакле параллельно, но даже не выпили бокала шампанского на брудершафт. Спектакль развивается спиралевидно, кто-то уходит, кто-то приходит, приходится перестраиваться – таковы условия антрепризы. Это, по-моему, очень современная форма изъявления театрального жанра. Нам, актерам, приходится с нетерпением окунаться в эту атмосферу.
Поэтому Вы и пошли в антрепризу?
Служа 17 лет в театре имени Леси Украинки, я не могу сказать, что сейчас ощущаю себя свободной или востребованной настолько, насколько я бы этого хотела. В эту антрепризу я пошла сознательно – оттого, что мне хотелось для души работать, это самое главное. И не только в эту. Еще есть наши спектакли в антрепризном театре Бенюка и Хостикоева «Сеньор из высшего общества», который, я надеюсь, мы привезем в Херсон. Но этот спектакль намного емче, дороже в плане перевозки – двухэтажные декорации, вся наша бесчисленная родня – дай Бог им здоровья всем. Так что ждите, мы обязательно приедем к вам.
Что для Вас легче – включаться в работу в гастрольный вариант или в статическом театре?
Намного сложнее в статическом театре (это хорошее определение). Эта статика иногда абсолютно измучивает. Год репетировать спектакль, потом он идет какое-то время, бывает, не больше года – и его снимают… Ты затрачиваешь столько своих сил, и это все уходит в никуда – жалко, что так происходит. А здесь все мобильно – таковы условия антрепризы. Я вводилась в спектакль практически по кассете – так получилось. Приехала и сыгралась буквально с одной текстовой репетиции – у меня не было прогона. Конечно, какой-то опыт сыграл свое. Но даже «Сеньора из высшего света» мы репетировали два месяца. Я думаю, что это оптимальный на сегодняшний день репетиционный срок для антрепризы. Хотя… бывает по-разному. Мучительные репетиции у того же Фоменко – совершенно блистательного режиссера из Москвы. У него вообще совершенно потрясающий репетиционный процесс затягивается сознательно. Он «приручает» артистов, он доверяет им, они доверяют ему и чувствуют какую-то родственную нить. Конечно, театральный жанр надо любить, потому что без любви работать в нем просто невозможно. Моя дочь говорит: «Мама, как ты все это выдерживаешь? Как ты терпишь эти безумные репетиции?» А они бывают и целый день, и по два раза в день – и я бегу сломя голову, оторвавшись от своей маленькой дочери и дав всем указания. И начинаешь думать только об этом – как тебе насытить роль, как найти зерно, характер… Ни о чем больше не думаешь. Это ужасно, конечно. И в одночасье это прекрасно – когда получается, когда видишь результат.
Говорят, что зритель везде одинаков.
Ни в коей мере! Зритель абсолютно разный. Особая реакция в каждом городе. Не могу этого объяснить. Общее дыхание зала каждый раз у каждого спектакля свое. И сколько я работаю в театре – да будет так! – 17 лет я ощущаю это дыхание: каждый раз это такие нюансы, такие переливы!
Ольга Сумская играет любимых и любящих женщин. А любовь в жизни Ольги Сумской?..
…В самом широком понимании слова. Об этом можно говорить бесконечно. Как можно определить любовь женщины? Ее можно только дать, разбить по полочкам – нельзя. Я думаю, что любви в жизни женщины должно быть много. Какая-то одна всепоглощающая страсть, которая бы утопила женщину, и она забыла бы при этом своих детей, свою семью – я не думаю, что это хорошо. В моей жизни, слава Богу, не случалось такой любви, о которой пишет Булгаков… Но у Маргариты Николаевны не было детей, а у меня их двое. Я не имею права, наверное. Мы в ответе за своих близких. Все есть в нашей жизни, и любовь. Но такой сумасшедшей, такой потрясающей она, наверное, может быть только в романах. Хотя никто не застрахован от подобных всплесков. Тем более что мы, актеры, очень эмоциональны, очень восприимчивы. Мы должны влюбляться на площадке, мы должны стопроцентно поверить в эту любовь. У меня тоже такое было – эти всплески, ты должна себе нафантазировать героя. С тем же Сашей Домогаровым – такая безумная любовь, в которую невозможно не поверить, столько интимных сцен! И муж, конечно, скандалил. Но он тоже актер, он понимает и говорит: «Оля, ну что ж это такое? Как ты могла?» А когда он это делает на съемочной площадке – я ревную. Но думаю, что это обоюдное чувство ревности как раз разогревает с еще большей силой наш брак, и такие всплески вносят только какую-то свежесть в отношения.
Оля, у Вас есть какие-то секреты красоты?
Я думаю, это от природы. Какие-то данные Бог дает, от папы и мамы. Но самое главное – это внутренний мир женщины. Очень важно, какой мужчина рядом, как все сложилось. Но даже если нет рядом такого мужчины, не нужно забывать о том, что мы – женщины, и мы можем делать чудеса. Только мы создаем уют, тепло в своем доме, куда можем «затянуть» самого дорогого и самого любимого человека, который сможет все это оценить. В наших руках вся фантазийная палитра. Бог создал женщину – и это прекрасно, это вообще потрясающе. Женщина настолько многогранна! Она – бриллиант, она переливается разными гранями. Нужно только увидеть, поверить в нее, окрылить. Замечательно, когда в жизни женщины есть такой вдохновитель. Но я хотела бы пожелать женщинам веры в себя – это самое главное. И при любых обстоятельствах важно не опускаться, поменьше депрессии – и все получится.

Лариса Жарких