Татьяна Ширина: Ни дня без ДРАЙВА!
Молодежный центр «Драйв», базирующийся в областном Дворце молодежи, собирает вокруг себя тинейджеров, влюбленных в современный танец. А как, собственно, выглядит этот современный танец? Об этом и многом другом рассказала старший тренер центра «Драйв» Татьяна Ширина – человек с тремя высшими образованиями (педагогическим, юридическим и хореографическим), судья второй категории Ассоциации современного эстрадного танца, бронзовый призер Чемпионата мира по современному танцу 2005 года.
Таня, как вы пришли в танцы? С детства танцевали или был осознанный выбор?
С трех лет я танцевала в ансамбле «Веселі чобітки» - пока в детском садике не «поймала» иголку в пятку. После операции мои танцы временно закончились, и всю свою энергию я отдавала музыке, играла на фортепиано. Классе в 10-м, когда пела на «Маленьких звездочках», почувствовала, что двигаться не могу совершенно. Те три года, которые в детстве танцевала, двигалась активно – куда-то пропали. После этого я нашла танцевальный коллектив «Натали» и там занималась два года. Они тогда пытались танцевать современные направления. Потом в том же коллективе стала и сама деток тренировать, самостоятельно во всем разбираться, углубляться – что такое стиль, какие стили бывают. А пять лет назад мы создали уже свой коллектив, «Драйв», где используем восемь танцевальных стилей.
Откуда такое название - «Драйв»?
Это слово само подзадоривает, побуждает к действию, эмоциональному взрыву. Посмотрите, как танцуют дети – сразу видно, что они это делают с драйвом. Недаром часто привозим награды с всеукраинских соревнований, ребята становятся финалистами, призерами и победителями. О соревнованиях областных и по южному региону уже не говорю. Даже начинающие дети, которые занимаются по 2-3 месяца, попадают в золотые финалы и занимают первые места – это очень приятно.
А детей это не расслабляет – два-три месяца позанимался – и награда?
Некоторых расслабляет. Здесь уже с моей стороны нужно влияние, чтобы человек понял, что ему еще работать и работать. Так что на следующем занятии после соревнования начинаем работать по усиленной программе, чтобы немножко опуститься на землю и понять, что очень многого мы еще не знаем и что это предстоит учить, - впереди. Мы перерабатываем массу видеоинформации с зарубежных фестивалей, плюс Интернет помогает. Это нужно, чтобы понять историю стиля, его возникновение, что необходимо делать, чтобы быть успешными танцорами в этом стиле. Посещаем мастер-классы ведущих танцоров мира (Италия, Польша, Франция, Эстония, США). Много информации выносим из поездок на соревнования и фестивали.
И как часто ездите?
Раз в 2 месяца, и если не привозим первое место, то финал или полуфинал – обязательно наш.
Современный танец сложнее, чем классический или бальный танец?
Любой танец – неважно, классический, бальный, народный или современный – это ежедневный труд. Классические хореографы очень глубоко заблуждаются, считая, что современный танец – это баловство, и тому, что танцуется на улице, учиться не надо. Надо. Здесь нужны и талант, и фантазия, и умение интерпретировать музыку, а самое главное – чувство стиля, поскольку сейчас каждый год появляется много новых стилей, новых направлений, и нужно их понимать.
Отдаете предпочтение каким-то конкретным стилям?
Мы выбираем те стили, которые несут позитив, благодаря которым человек может раскрыться, почувствовать себя настоящим танцором. Мы выбираем те стили, которые имеют уже сформировавшуюся, устоявшуюся базу и которые позволяют привносить что-то свое. Потому от направления Kramp мы отказались: с одной стороны, Kramp достаточно агрессивен, с другой - сейчас в этом стиле происходит очень много изменений, база меняется каждые полгода, и это не дает полноценно развиваться тем, кто находится далеко от «источника» стиля.
Как появились все эти современные танцевальные стили?
Современные… Хип-хопу, можно сказать, 6 тысяч лет – его корни лежат в африканских ритуальных танцах. А вот многие другие направления появились действительно у нас на глазах. Нouse-dance, например, родился на домашних вечерниках. Я общалась с теми, кто начинал танцевать Нouse, они говорили, что тогда не задумывались о том, что создают свой новый стиль – они просто танцевали. А со временем им стали говорить: «О, ты танцуешь Нouse-dance!» Веселое и оригинальное направление Locking появилось благодаря человеку, известному сегодня как Campbell Lock - он все время забывал, что он танцует, останавливался, вспоминая, что будет делать дальше… Сначала его называли «тормозом», потом – Lock’ом (lock - замок), а еще позже Locking’ом стали называть целое направление. Кстати, танцующих Locking и Poping массы впервые увидели в одной старой американской программе «Soul Train», там, кстати, начинал танцевать и нынешний американский президент Барак Обама.
Тяжело работать с людьми, которые привыкли к классической школе?
Да. Понятно, что и обезьяну можно научить танцевать, просто тяжело ломать, а приходится. Это, наверное, как заядлого курильщика заставить бросить курить. Говоришь: «Согни коленки, не тяни стопу, опусти корпус, напряги руки», – а такое ощущение, что человек тебя не слышит, эта многолетняя выправка встала как стена какая-то – и все. Нужно, чтобы у человека было огромное-огромное желание заниматься.
А начинающим с чего стоит начать?
Расслабиться, отогнать все мысли, слушать музыку - и танцевать. На первом этапе больше ничего не нужно. К нам приходят детки лет в 12-15, они все в этом возрасте зажаты, глаза квадратные, и ничего мы сделать не можем, хотя все хочется. На каждом занятии говоришь одно слово: «Расслабься». Со временем зажатость проходит, и дети становятся более раскомплексованными, более раскованными. Еще мы с первых дней учим не столько танцевать, сколько импровизировать. Техника – это еще далеко не все, за границей, например, если ты не импровизируешь, не пройдешь ни одного кастинга на видеоклип. Наши детишки сейчас очень удачно импровизируют, на последнем отборочном неожиданно вышел в финальный баттл дуэт девчонок, которые занимаются всего год, а импровизируют 2 месяца. Они пришли из другого коллектива, и когда речь заходила об импровизации – не могли сделать ни шага и убегали в раздевалку. Но эти 10-летние девчонки вышли, отработали наравне со взрослыми и настолько понравились судьям, что прошли в финал.
За что Вы любите современные танцы?
Мне современный танец дает свободу плюс определенную энергетику. А дети, которые у нас занимаются, большую часть времени проводят в зале - у них не хватает времени на праздное шатание по улицам, на баловство, на сидение за компьютерными играми, на курение, на алкоголь и тому подобное.
В апреле 2008 года Ваш клуб проводил фестиваль современного танца «Urban Flava Fest.». Как пришла мысль провести фестиваль в Херсоне?
Несколько лет назад мы посмотрели фильм «Танцы улиц», увидели, что такое настоящие батлы (танцевальные соревнования, «битвы»), настоящий хип-хоп (сам хип-хоп – не танец, это образ жизни). Понравилось, и начали в клубе организовывать мини-батлы друг с другом. Сначала танцевали композиции, потом фристайлы – импровизации, позже стали ездить на соревнования. В марте 2008 года в Харькове принимали участие в фестивале уличного танца «Underground Dance Stars», который организовывала харьковская команда «All Stars». Там мы и прочувствовали на себе эту атмосферу, глотнули позитивного заряда. Знаете, в Харькове народ танцевал просто на улицах. Идет дождь, ливень – и несмотря на отсутствие музыки стоит огромный круг около харьковского драмтеатра: люди танцуют. Нас это поразило до глубины души: почему они могут, а мы не можем? И кому делать это в Херсоне, если не нам? Поэтому мы и решили организовать в Херсоне свой фестиваль.
Много гостей приехало?
Очень порадовало, что из других городов приехало много танцоров, и мероприятие получилось немаленького масштаба. Приехали по две-три команды из Харькова, Одессы, Николаева, Вознесенска, Днепропетровска, Донецка, Киева, Симферополя. С этими ребятами было интересно соревноваться и общаться. В Херсоне тоже есть интересные танцоры, но многие почему-то стесняются или боятся участвовать – несмотря на то, что танцуют лет по 8-10. Потому мы взяли девиз, актуальный для нашего города: «Просыпайтесь!». Поскольку у нас очень спящий город, то чтобы расшевелить людей, нужно приложить массу усилий.
И как же херсонцы выглядели на фоне других?
Соревнования проходили в форме батла («батл» – в переводе с английского «битва»). Своего рода битва за танц-пол. Батлы проходили один на один и два на два. Кто кого перетанцует – в прямом смысле. В целом Херсон выглядел на уровне. Молодцы даже младшие участники – 12-13 лет, выступили отлично. Многим для того, чтобы пройти в следующий круг, не хватило всего одного балла - конечно, обидно, но сам по себе результат неплохой. В баттлы прошли многие наши танцоры, а мы с Оксаной Ратушнюк в двойке (New Style), Леонид Шамрай (Loking) и самая младшая (ей тогда было 12 лет) Григорьева Танюша (House) дошли до полуфинала - это третье место.
Какие впечатления оставил фестиваль?
Только положительные. Не было даже недовольных судейством – я такое видела в первый раз. Хотя были организационные недоработки с нашей стороны – иногда не успевали с документами для судей – и выступления задерживались на 5-10 минут. А поскольку одним из наших спонсоров был производитель напитка, который презентовал нам свою продукцию, мы думали, что банками будет забросано все – но нет, все лежало четко на месте – ни на окнах, ни на полу. Меня это поразило. Наверное, наши гости отнеслись с уважением к тому месту, где мы тренируемся.
А что дальше?
Сейчас раз в 1-2 месяца проводим отборочные этапы на новый фестиваль «Dance to fan», на которые съезжаются люди из Одессы, Днепропетровска, Донецка, Симферополя, Николаева. Лучшие будут соревноваться в финале (он состоится в конце года) по системе «seven to smoke», то есть семерка лучших будет бороться за звание самого лучшего – до семи побед. Хочется, чтобы фестиваль стал ежегодным. Этот фестиваль мы проводим не только для мега-супер-танцоров, но и для тех, то делает свои первые шаги, чтобы начинающие танцоры могли соревноваться сначала с равными себе, а уже потом бороться за награды престижные. Первый кирпичик положен, дальше будем домик строить.