Соляной путь Вячеслава Савельева
Помните те времена, когда мгновенная фотография была настоящим чудом? Это сегодня нажал на затвор цифровой камеры – и на экране увидел объект своей съемки. А раньше... Доснять пленку, проявить, отпечатать… Лишь счастливые обладатели «Поляроидов» могли получить снимок мгновенно. И пусть легендарная камера давно снята с производства, многие до сих пор с ностальгией вспоминают это фотографическое чудо.
Вот и фотохудожник Вячеслав Савельев вспомнил и решил напомнить нам, как это могло бы быть, открыв 10 января в галерее «Кодак» персональную фотовыставку под названием «Солелом» (ударение на последнем слоге, солелом - процесс уборки, «ломания» соли). Экзотичность материала потребовала экзотического же воплощения, а новизна передачи как бы первого, самого яркого, хотя и не всегда точного и глубокого, впечатления. Решением была экспозиция в стиле поляроидных снимков. Херсон такого еще не видел – это точно.
Вячеслав, почему вдруг «на соль» потянуло?
Вообще-то мы с моим товарищем, московским профессиональным фотографом Алексеем Голубцовым, часто бродяжим по нашим краям и специально ищем интересные места. Знакомы мы давно, учились вместе (я у него в лаборатории дипломный проект свой печатал – фотографии метр на два), он надежный компаньон плюс мы друг другу не конкуренты – видим по-разному и не мешаем друг другу. Периодически он приезжает ко мне, и мы вместе отправляемся на съемку. В прошлом году Алексей приехал из Баскунчака (это солепром в Казахстане) и предложил: «У вас наверняка тоже что-нибудь подобное есть. Поехали». Когда мы пошли «в разведку», обнаружили, что у нас, в Северном Причерноморье, снимать действительно есть что - соляные заводы, соляные разработки, правда, большинство из них - «лежачие», но люди пытаются их восстановить.
Неужели так просто можно приехать на производство, каким бы «лежачим» оно ни было, и фотографировать?
Сначала охранники пытались нас прогнать, потом пригласили руководителя, председателя солепромышленников Крыма. В итоге, он не просто все разрешил, но и сам пригласил поснимать процесс уборки соли. Так что в мае и августе прошлого года мы побывали на четырех заводах, результат – на выставке.
Какое самое яркое впечатление от знакомства с соледобычей?
Цивилизация эту отрасль обходит стороной. На фотографиях столетней давности, которые я там видел, та же техника, которой работают и сейчас, те же старенькие паровозики, все «убитое». А где-то и вручную убирают. Энтузиасты, конечно, хотят поднять производство, но я думаю, им это вряд удастся, потому что на сегодняшний день им не только не помогают, а наоборот, мешают. Каждый заглядывает в их карман, в том числе и чиновники. Правда, здесь есть интересы российских солепромышленников, может быть, им что-то удастся сделать.
Соль и поляроид – как пришла в голову идея их объединить?
Идею оформить выставку в духе поляроида мне подсказала программа Picassa - там есть разные варианты рамок, в том числе поляроидные. Обнаружив, что ряд фотографий хорошо ложится в квадрат, решил обыграть мгновенное фото. И заодно отмести все вопросы касательно цветопередачи – поляроид воспроизводил цвета достаточно условно.
Значит, розовая соль на фотографиях в жизни совсем не розовая?
Соль-то как раз розовая. Она просто содержит соли магния, которые потом специально вымываются. Хотя «специально вымываются» – это громко сказано. Просто в буртах через соль проходит дождь. На одних заводах эту рапу сливают, на других не сливают, а выпаривают, но такая соль для употребления в пищу непригодна (во-первых, она горькая, во-вторых, соли магния вредны для человека в большом количестве) – она годится для ванн. Мы, правда, ее ели, ничего страшного не произошло, но постоянно ее употреблять в пищу нельзя.
Насколько комфортно человеку пребывать в местах скопления соли?
Многие люди приезжают туда лечиться, специально подышать воздухом, вымазаться грязями (хотя на самом деле не все грязи лечебные). Лично я в рапе купался – ощущения необычные: она липкая, как сироп, и потом надо где-то вымыться. Но не все так радужно. Соль разъедает и обувь, и руки. Плюс там очень жарко, и мы серьезно обгорели, даже зная все «штучки» морского солнца. Один раз даже тепловой удар получили: снимали с 8 утра до 8 вечера, сверху – солнце, снизу – соль, не небе ни облачка. Приходим в гостиницу - а язык не слушается...
Что ищут фотографы в таких местах?
Алексея привлекал сам процесс работы, я же снимал этот процесс, в основном, по просьбе руководителя производства. А больше всего мне понравились тамошние пейзажи. Говорят, крымский фотограф снимал их даже зимой. Вообще, вокруг было очень много материала, его хватит еще не на одну выставку.
Осталось ли еще что-то не изведанное Вами в наших краях и часто ли планируете исследовать новые места?
Выезжать-то можно часто, но не всегда погода этому благоприятствует. Вот приехали в мае в Геройское – а там дождь… Главное, нужен надежный компаньон, чтобы здоровье было, и можно смело шагать – интересных мест у нас хватает. Если получится, в феврале планируем с Алексеем выбраться на Кинбурнскую косу.
Лариса Жарких
2010