РЫБКИ ВИДЕОМЕТАФОР
Матвеев Борис Сергеевич.
Профессия: видеооператор.
Образование: высшее техническое.
Вы – сказка с хорошим концом?
Было бы не плохо.
Дороги Вашей жизни – богаты?
Очень.
Ваши сумерки – вечерние или утренние?
Вечерние.
Мужчина может плакать от обиды?
Если его смогут обидеть.
Ваш гнев может неожиданно кончится смехом?
Неожиданно для окружающих. Не для меня.
Самый дерзкий шаг в жизни – Ваш или судьбы?
Судьба лепит меня, а я ее. У нас все пополам, и шаги в том числе.
Раскаяние – награда или кара?
Если сам – награда. Если заставляют – кара.
Время – метла?
И к счастью, и к сожалению.
Любовь – случайность?
Бог есть Любовь. Бог – случайность?
Несчастье – дар?
Да. Иначе не познать счастье.
Чьей ревности Вы герой?
Того, кто претендует на мою свободу.
Чудеса Вам внушают страх?
Нет. Скорее восторг.
Предпочитаете удавку книг или громогласье экрана?
Предпочел бы, если б они не дополняли друг друга.
Грех – всегда сладкий?
Для грешника – да, для окружающих – нет.
Что для Вас на первом месте – «я» или «ты»?
Смотря для кого это важнее в данный момент.
Борис, скажите, пожалуйста, зачем Вы снимаете?
Чем проще вопрос – тем сложнее ответ. И сложность не в том, ЧТО сказать, а в том – КАК сказать. Причина – не одна, их много. И все лежат в разных плоскостях. Скорее всего, это состояние можно описать как форму бытия: «Снимаю, значит существую».
В чем зерно видеооператора?
Я бы сказал, что уровень достижений в этой профессии определяется выполнением совокупности равно значимых требований, таких как: надежность, стабильность результата, способность быть в нужный момент в нужном месте, пространственное мышление и так далее. Ущербность или отсутствие любого из этих качеств заметно обесценивает наличие всех остальных. Следовательно, зерном видеооператора можно было бы признать универсальность.
Вы формировались под воздействием неудач или в угоду течению?
Под воздействием профессионализма и любви к своему делу, существующей в творческо-производственном объединении «Ранок».
Фотосъемка и видеосъемка – сестры?
Несомненно, родственные отношения очень глубокие и переплетающиеся, с общими историческими корнями. Но я затрудняюсь точно определить их одним словом.
Понятие халтуры должно ущемлять профессиональную гордость или может быть параллельным профессии?
Для меня «халтура» – синоним плохо сделанной работы, и ничего более. Соответственно, моя профессиональная гордость может страдать не от вида работы, а от полученного результата. Съемки «для дополнительного заработка» я ко всему прочему рассматриваю и как весьма полезную возможность пополнить копилку опыта, иногда даже как своеобразный полигон для обкатки новых идей.
Видеокамера – Ваш третий глаз?
Красивое сравнение, но я бы определил видеокамеру просто как инструмент. Конечно, надо управлять этим инструментом на уровне рефлексов, знать его физические возможности и понимать, что он может, а чего – нет. Но все это у меня не ассоциируется с «третьим глазом», который я представляю себе как «продвинутую интуицию».
Видеометафоры – редкие рыбки в Вашем творчестве?
Представляю себе видеометафоры тем моментом, который не только украшает видеоряд, но и помогает наглядно подчеркнуть суть авторского замысла в целом. Знаковая взаимосвязь символических элементов в кадре, смысловое движение, акцентирующая деталь – вот те «рыбки», без которых сюжет мертв. Ну а какой из меня «рыболов» – должен судить зритель.
Гения без воли – нет?
По крайней мере, проявить себя без воли он не сможет, даже если и есть.
Вы – средство для режиссера? Между вами – влюбленность, вражда или влюбленность вражды?
Скорее, поставщик материала, сырья. Как известно, из «ничего» затруднительно слепить «нечто». Надо знать, чувствовать, что именно ожидает режиссер и постараться дать ему это. При этом не так уж и важно, с чем сравнить отношения в профессиональной плоскости. В плоскости же личных отношений позитив, безусловно, важен.
Что Вы думаете об уровне телережиссуры на канале «Скифия»?
Не считаю себя вправе судить об уровне того, в чем я не разбираюсь. Скажу только, что, на мой взгляд, творческий потенциал коллектива «Скифии» очень высок.
Ваша гордость – торжествующая или ранимая?
Когда говорят о гордости, я вспоминаю тексты Библии, где она однозначно относится к порокам. Поэтому не так уж и важно, какой именно вид гордости во мне рассветает в той или иной ситуации – главное, бдеть и не дать ей выйти из-под контроля.
Тяготеете быть первым или единственным?
Второе.
Вы получаете наслаждение от съемки?
Здесь поменяем вопросительный знак на восклицательный.
Любая жизненная подробность – некий иероглиф. Ваша камера ищет расшифровку ему или иллюстрирует?
Хотя расшифровка несет в себе больше субъективизма, чем иллюстрация, тем не менее, и то и это зависит от посредника: симбиоза человека и камеры. Человек, в отличие от камеры, эмоционален и, как бы не старался быть объективным, искажает подробности жизни. Боюсь, что в любом случае «иероглиф» станет еще «иероглифичнее». Выход – в попытке вычленить наиболее важную грань явления или хотя бы еще одну донести до зрителя с минимум искажений.
Что чаще совершаете: исследование или проникновение?
Хочется – чистое исследование, но первый закон Ньютона сводит все, в той или иной степени, к проникновению.
Третий глаз заглядывает в будущее?
Если подразумевать интуицию, то ответ напрашивается сам собой.
Как Вы относитесь к домашнему видео?
Видео – для человека, а не наоборот. Чем больше людей будет держать в руках камеру, тем больше истории сохранит человечество. А ведь «будущее за тем, кто ценит прошлое». Да здравствует домашнее видео!
Формат эротического видео – чужд или интересен?
Прелесть мира, в котором мы живем – в его разнообразии. Сознательно или бессознательно лишать себя любой из его сторон – глупо.
Что такое художественность в Вашем понимании?
Глубина содержания в совокупности с гармонией форм. Примерно так.
Считаете себя создающим или исполняющим?
Если б можно было сказать: «создающий в рамках», то сказал бы: «создающий при исполнении служебных обязанностей». К счастью, так не бывает.
Чем определяется мастерство?
Почерком.
Ваша шкала профессионализма?
Прежде всего, способность критически относиться к своей работе и умение делать практические выводы из ошибок своих и чужих.
Не думаете, что это синонимы: профессионал, спец, ремесленник?
Сложились такие шаблоны применения этих слов в разных ситуациях. В некоторых контекстах они синонимы, в других – нет. Я бы не рискнул однозначно определять взаимосвязь этих уважаемых мной слов.
Что, кроме мастерства, нужно в профессии?
Надежность.
Провинциализм в творчестве – это изюминка или ложка дегтя?
Провинциализм как наивность – мне симпатичен своей чистотой, а провинциализм как синоним косности и недалекости – соответственно, антипатичен. Поэтому и отношусь к нему по-разному: то как к изюминке, то как к ложке дегтя.
Сколько в Вас провинции?
Величина нестабильная, гораздо легче определяемая со стороны.
Как Вы думаете, в профессии: Вы умеете или Вам дано?
Даны условия, в которых можно вырабатывать умение. Время от времени – получается.