Взгляд из-за кулис

Пожалуй, каждый из нас хотел бы пообщаться с известным человеком – популярным певцом или эстрадной дивой. А Гульнара Литвинова в течение последних лет делает это регулярно. Потому что ее работа состоит в том, чтобы мы, херсонцы могли увидеть звезд не по телевизору, а, как говорится, «живьем». На ее личном счету – 22 концерта, к проведению которых она приложила свою руку.

Гульнара, вы уже несколько лет занимаетесь организацией концертов. Наверное, смотрели каждый концерт…
Честно говоря, не видела ни одного. Пока артисты выступают на сцене, мы занимаемся своей работой. Максимум, что удавалось – выглянуть из-за кулис и посмотреть, послушать одну-две песни. Но в такой ситуации ты воспринимаешь все происходящее на сцене не как зритель, который наслаждается концертом, а наблюдаешь, все ли в порядке со светом, со звуком, не возникают ли какие-то проблемы в зале. А чтобы посмотреть концерт Александра Розенбаума, мне пришлось специально поехать в Киев.
Есть ли у вас какие-то секреты для общения со звездами?
На каждом концерте все происходит совершенно по-новому, как будто у тебя нет никакого опыта. Всему учишься заново. Приезжает новая группа, новый исполнитель – и все как в первый раз, потому что ты не знаешь, удастся ли найти контакт с исполнителем или с его тур-менеджером. Поэтому для нас очень важен первый момент общения. Обычно мы встречаем группу на трассе Николаев‑Херсон, возле автовокзала, и обязательно дарим букет цветов, чтобы создать у людей настроение для общения и работы. И когда мы выполняем требования артистов, а они – наши, тогда все проходит нормально.
Что представляют из себя звезды вблизи?
Они настолько разные - как и все мы. К тому же в большинстве это очень сложные люди, не без странностей в поведении – это понятно, иначе они бы ничего не достигли. А сильную натуру или принимают – или не принимают. Но существует определенная закономерность: чем ярче звезда, тем проще человек в общении и меньше претензий предъявляет. Сложнее с новоиспеченными молодым звездочками, у которых амбиций и претензий много - а отдача не та. Порой разница между этими артистами сказывается даже в мелочах – например, в том, как человек принимает цветы. Большие артисты никогда не складывают цветы на пол – либо на рояль, либо на аппаратуру. С уважением и любовью относятся к каждому подаренному цветку и никогда не позволяют себе ходить по цветам или небрежно оставить половину цветов в гримерке. О молодых такого не скажешь. Впрочем, с молодежными исполнителями мы работали достаточно мало.
Какие впечатления остались у вас после общения с артистами?
Интеллигентный Валерий Меладзе приятен и мил в общении. Очень своеобразна Лариса Долина - одесситка, и этим все сказано. Она показалась мне неконтактной, но это не помешало ей хорошо отработать концерт. Особо не шла на контакт и Кристина Орбакайте. Это понятно: человеку уже, наверное, надоели постоянные спленти о маме, о мужьях. Хотя когда тур-менеджер говорил, что надо дать интервью – Кристина это делала безоговорочно, без капризов. И если была договоренность на интервью 5 минут, оно длилось ровно 5 минут – ни секундой больше. Особенно понравилось общаться с Александром Розенбаумом. Концерт был сложный: на улице и в зале холодно, отопления нет, условия по приему мы не смогли выполнить по не зависящим от нас причинам процентов на 50. Но он все же вышел на сцену и прекрасно отработал концерт. К тому же с ним просто интересно разговаривать. За ужином у него с его продюсером Бэлой разгорелся спор, в который была вовлечены все находящиеся за столом: кто из артистов больший «мужик» - Роберт де Ниро или Аль Пачино. Каждый доказывает свое, дело дошло даже до голосования. После такого непосредственного общения ты уже внимательнее следишь за творчеством артиста и воспринимаешь его совершенно иначе - как родного, как будто это выступает твой брат или сестра.
Было ли такое, что сценический имижд артиста совершенно не совпадал с тем, каков человек на самом деле?
Лично я боялась работать с одной из первых советских рок-групп - «Арией». Ходили ужасные слухи, что и сами они не божьи одуванчики, и публика у них буйная: на концертах скандалы устраивали, залы поджигали, мебель ломали. А музыканты оказались чрезвычайно воспитанными, культурными, умными и приятными в общении людьми.
А с «Дискотекой Аварией» сложно было найти общий язык? Внешне они производят впечатление сорвиголов…
Я тоже слегка побаивалась работать с группой с таким хулиганским имиджем. Но это настолько воспитанные молодые люди! Приехали все в белом, и первое, что спросили: можно ли постирать вещи. В гостинице сразу дали горничным задание, те постирали, отгладили весь их «прикид». В тот день, когда они должны были выступать на стадионе «Кристалл», погода испортилась, пошел дождь, мы даже боялись проводить концерт. Но они от души под дождем и сильным ветром отработали свою программу, измазали свои белые джинсы. А потом сразу же все постирали и погладили. А как кушали – хоть бы крошечка где упала! Вилочка в левой руке, ножичек – в правой. Мы приглашали их в прошлом году на день города, они выступали на стадионе 12 июня, а днем раньше, 11 июня, был концерт группы «Океан Эльзы». К сожалению ребята из «Океана Эльзы», вели себя просто вызывающе и доставили нам большие хлопоты.
Вы не боитесь проводить концерты на стадионе?
Обычно на стадионе проходят концерты для молодежи. Это дает возможность сделать билеты более дешевыми, более доступными. Я считаю, что это выгодно для города – собрать молодежь в одном месте. Им тоже нужно обмениваться энергетикой, нужна разрядка. В больших городах молодежь встречается, тусуется практически каждый день. У нас такой возможности меньше. Но мы со своей стороны тоже стараемся сделать так, чтобы людям было удобно и безопасно ходить на подобные мероприятия. Договариваемся о том, чтобы к моменту окончания концерта сократился интервал между троллейбусами и маршрутками, чтобы можно было спокойно добраться домой. Кроме того, на массовых мероприятиях нет никаких спиртных напитков, нет напитков в стеклянной таре – это делается, чтобы исключить возможность травм. Конечно, привлекаем подразделения милиции, охранные структуры.
Были проблемы с нарушением общественного порядка?
Единственный раз это случилось с группой «Скрябин», когда они приезжали в Херсон в рамках предвыборной кампании. Концерт «Скрябин» давал бесплатно для зрителей, но вход был по пригласительным. Многие херсонцы посчитали, что вход на концерт свободный, и возле «Юбилейного» собралось людей в пять раз больше, чем может вместить зал. Всеми правдами и неправдами пытались пройти внутрь, выдавили стекло. Но благодаря силовым структурам серьезных неприятностей удалось избежать.
А как сами артисты воспринимают Херсон?
Все отмечают, что у нас очень хороший город, что херсонская публика очень радушная и отзывчивая. Да, наши люди неизбалованны и очень открыты. Ни в Киеве, ни в Одессе, ни в Харькове такого благодарного зрителя нет. Да, артисты порой выступают в далеко не лучших условиях. Да, нужно иметь сильный характер, чтобы в холод, когда зрители в зале сидят в шубах, выйти на сцену в обычной одежде или даже в платье без рукавов. Но какую любовь к искусству надо иметь зрителям, чтобы прийти на концерт в холодный зал! И это не остается незамеченным. Те тур-менеджеры, кто раньше работал с херсонскими организаторами, расписывают артистам, как все хорошо в Херсоне - начиная от полиграфической продукции (рекламных плакатов концерта) и заканчивая ресторанами. Всю дорогу ждут, когда уже будет Херсон. И вместе с ними ждут приезда в наш город те артисты, кто никогда в Херсоне не был. Даже Кристина Орбакайте сказала: «Наконец-то приехали в Херсон! Мне всю дорогу уши прожужжали, что в Херсоне так здорово!»
Сложно угодить звезде?
Нужно просто поставить себя на место артиста. Представить, как он едет в жарком автобусе по пыльной дороге, или мерзнет в холодном поезде. Что бы тебе захотелось после такого путешествия? Это и помогает понять человека. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы звезды запомнили наш город, чтобы Херсон оставил после себя приятное впечатление: создать все условия (насколько это в наших силах), чтобы можно было людям и душ принять, и согреться, да и едой побаловать. Валерии так понравилось, когда мы ее то арбузом угощали, то раков для нее сварили!
А в отношении еды звезды капризны?
Многим из них надоела ресторанная пища, и они хотят чего-то домашнего – пельменей, драников, компота из сухофруктов. Нам это трудно понять, потому что в ресторан ходим по большим праздникам. Поэтому в отношении питания мы все продумываем, по 10 раз перезваниваемся, уточняем, кто что любит. В каждой группе обязательно есть 2-3 человека либо вегетарианцы, либо придерживающиеся поста. И мы стараемся накормить людей так, чтобы им это тоже запомнилось.
Вы проводите для артистов экскурсии по Херосну?
Да они просто не успевают посмотреть город! Времени хватает только на то, чтобы бросить в гостинице вещи и покушать. Потом репетиция, концерт – и ночью или утром опять в дорогу. К тому же свой выходной все стараются провести не в провинциальном Херсоне, а в Киеве, Одессе, Львове… Хотя, порой они вспоминают: «Эх, жаль, не остались мы в Херсоне – там Днепр, арбузы, раки…»
Как получилось, что вы стали заниматься таким видом деятельности?
В детстве я и не мечтала быть организатором концертов. У меня классическое музыкальное образование, я 14 лет проработала с детьми в музыкальной школе. Да и дискотеки для меня всегда были чужды. И, видно, чтобы я так не считала, бог направил в наказание меня на эту стезю. А дальше все сложилось само собой. С одной стороны, музыкальное образование, с другой – опыт работы в бизнесе. Так что совместить несовместимое - творческий и коммерческий потенциал - удается. Сама идея организации концертов для Херсона возникла, когда я работала директором телерадиокомпании «Русское радио». Этот шаг было логичен: есть тесная связь со зрителями, есть возможность разыграть билет в прямом эфире, больше рассказать о звездах. С директором фирмы «ТОП» Александром Солярчуком мы поработали дружно. Когда подсчитали, сколько концертов провели – сами испугались: около 20. Этот период был очень плодотворный, и мы добились хороших результатов. А сейчас начался новый период, мы создаем новую команду, провели концерты Александра Розенбаума и Андрея Данилко. И в новую команду хотим собрать лучших – самые рейтинговые СМИ, лучшие рестораны - чтобы поддержать положительный имидж города. К сожалению, не всегда можешь сделать то, что хочешь, и одного твоего желания не хватит, чтобы отогреть холодный зал.
То есть, главная проблема – хорошая концертная площадка?
Для нас это очень важно. Надо создать условия для артистов, для зрителей. Мы сами не можем решить эти проблемы, но я уверена, что при наличии хорошего вместительного теплого зала и звезды будут с удовольствием приезжать к нам, и публика будет ходить на концерты.
Но многие считают, что сегодня важно накормить людей, а концерты – это дело второстепенное…
Без духовной пищи нация развиваться не будет. От хороших концертов остаются воспоминания на всю жизнь. После концерта Александра Розенбаума нам еще неделю звонили люди. Мы пригласили ветеранов, инвалидов, афганцев – людей малоимущих, но для которых концерт и общение с этим человеком имеет огромное значение. Мы всегда приглашаем некоторое количество таких людей бесплатно. Даже если фактически приходится оплачивать это из своего кармана. Например, 6 билетов получают студенты школы искусств, где существует призовой фонд. Там решают коллегиально, кому идти на концерт. Я считаю, что эмоции для человека очень важны. В конце концов, он не вспомнит, что кушал 4 декабря 2002 года – котлету или сосиску. Но то, что в этот день он увидел Розенбаума – это останется на всю жизнь. В обычной жизни некогда подумать, упорядочить мысли. Люди живут в постоянном напряжении – от копейки до копейки. Проблемы накапливаются, а хорошие концерты такое напряжение снимают. Это я прочувствовала сама. Когда в Киеве была на концерте Розенбаума, что-то само собой решилось, какие-то проблемы отошли на второй план. Наступает эмоциональная стабильность, становится веселее жить, не так страшно смотреть в будущее. Это очень важно, особенно для городов с невысоким уровнем доходов.
Не вступает ли в противоречие с классическим музыкальным образованием работа с «попсой»?
Многие, занимаясь концертами, стараются привести тех исполнителей, которые нравятся им. Но не всегда делать это разумно. Популярностью может пользоваться тот исполнитель, который совершенно тебе не нравится. Для нас концерты - это бизнес. И как это ни звучит грубо и неинтеллигентно, но артисты в этом бизнесе - товар, который одни люди продают, а другие покупают. А мы стараемся, чтобы люди не ощущали себя товаром. Здесь и помогают наши партнеры. Замерзший Андрей Данилко отогрелся возле камина в «Ностальжи» - просидел там все время до и после концерта. Это хоть как-то скрасило впечатление от нашего холодного города. А то, что произошло с Розенбаумом, говорят, такого вообще никогда не было. Обычно вне концерта сам по себе, его группа сама по себе. А тут не только вместе со всеми провел вечер - ему подарили гитару ручной работы, он на ней играл и пел!
В последнее время концертная деятельность несколько замерла. Что вы собираетесь делать в будущем?
Мы планируем не только заниматься организацией концертов, но и организацией праздников – как мало-, так и крупнобюджетных. Хотим попробовать работать со спектаклями - чтобы и цена билетов была невысока, и состав актеров звездный. Есть идея совместной работы с ночными клубами - надеюсь привезти из Москвы и Санкт-Петербурга интересное эротические шоу. И очень хочу, чтобы наша работа приносила людям радость.

2003

 

Cоприкоснуться с живой легендой

Неужели в Херсон действительно приедут «Smokie»? Приедут (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, чтобы летная погода была, а никаких технических проблем не было). И больше всех знает об этом факте человек, который непосредственно и занимается организацией концерта - Гюльнара Литвинова, директор концертного агентства «Плаза». Кстати, с легендарными исполнителями она работает не в первый раз – прошлогодние концерты «Uriah Heep» в Херсоне и Николаеве – ее рук дело.

Гюльнара, легко ли звезд такого уровня, практически живую легенду привезти в Херсон?
Этот вопрос сейчас самый популярный. Если рассматривать шоу-бизнес как бизнес, то исполнители – это товар. Товар покупается и товар продается.
И сколько же стоит этот «товар»?
Не могу разглашать условий контракта, скажу лишь, что цена на легендарных европейских исполнителей 60-80-х, вполне сопоставима с ценами на нынешних российских звезд. Но зато насколько выше уровень!
Вы работаете с европейскими звездами лично?
Нет. Это раньше, чтобы организовать концерт, телефоны артистов и воровали, и покупали, и обманным путем доставали. Сейчас все проще – вся информация есть в Интерент, хотя, конечно, много уже и личных связей. С киевскими или российскими звездами мы договариваемся напрямую, с европейскими – работаем через киевскую фирму «VIP-Music», которая эксклюзивно представляет интересы европейских звезд в Украине. Это как оптовая база, на которой можно купить товар. Через них мы решаем все юридические вопросы, все проблемы перелетов, брони. А вообще, в наше время не имеет значения, кого ты хочешь привезти, главное – есть ли у тебя на это деньги, и можешь ли ты выполнить райдер. Бывают и такие райдеры, которые Херсон не сможет выполнить вообще – они будут по плечу только крупному городу. Например, для «Skorpions» нужен специальный самолет, а Тина Тернер всегда ездит со своими животными – и их тоже надо хорошо устроить.
Легенда «Smokie» Алан Силсон привередлив в своих требованиях к сцене, к быту?
Райдер очень сложен технически, но выполним. В бытовом плане гораздо проще: поселим легендарную группу в апартаментах «Фрегата» – естественно, в самых лучших номерах, будет охрана, переводчик, солидные машины сопровождения.
С Силсоном и остальными музыкантами Вы общались лично?
Виделись, когда они работали в Киеве. Англичане не очень общительны, но в общении просты. В Киеве когда вышли из автобуса – ни за что не скажешь, что звезды (в отличие от наших напомаженных со стайкой визажистов и парикмахеров): лохматые, в нашем понимании «плохо одетые» (все, конечно, дорогое, фирменное – но выглядит своеобразно). Такие же и «Uriah Heep». И хотя языковой барьер для нас существует (уровень английского советской школы), хорошее отношение понимается и без слов.
Почему на фестиваль в качестве гостей Вы решили пригласить именно легендарных «Smokie»?
Честно говоря, такие группы, как «Boney M», «Smokie», «Uriah Heep», лет через 5-10 вряд ли уже будут выступать вообще. Хочется успеть показать людям эту легенду. Знаете, я была на концерте Элтона Джона в Киеве, там 50-летние дяденьки, которые вместе с Элтоном Джоном выросли, - просто рыдали. Для них такой концерт – нечто непостижимое, путешествие в молодость. Так же и «Smokie». Их баллады очень мелодичны, они близки и нам, и нашим родителям, и нашим детям. Я сама удивилась, когда узнала, что мои дети в свои 17-18 лет знают «Smokie». Поэтому, я думаю, всем будет интересно увидеть легендарных звезд, услышать знакомые песни, прикоснуться к истории.
Каков будет план пребывания Алана Силсона и его команды в Херсоне?
Наши гости прилетают самолетом в Киев – кто из Манчестера, кто из Ганновера, оттуда поездом едут в Херсон. У всех звезд этого возраста несколько «сдвинут» график жизни. Они встают не раньше полудня, а то и в час-два, зато бодрствуют часов до 2 ночи. Так что утром они будут отсыпаться, днем планируется пресс-конференция, после - саунд-чек, (скорее всего, сам Силсон туда не поедет – будут только звукооператоры, а музыканты подъедут позже). «Uriah Heep», например, вообще не выходили на саунд-чек, не распевались. За все время, что я занимаюсь концертами, видела такое первый раз, и потому очень нервничала. Тем не менее концерт прошел отлично. Уверена, что и «Smokie» произведут фурор: будет исполняться весь репертуар «Smokie»: и «Alice», и «What Can I Do?», и многое другое. А на следующий день после концерта музыканты отдохнут и вечером уедут в Киев, а оттуда – по домам.
Сложно организовать концерт европейских звезд в Украине?
Буквально года три как европейские звезды стали приезжать в Украину - после того как начала работать компания «VIP-Music». Честно говоря, мы и российских звезд с трудом привозим. Я сейчас работаю с российскими театрами, приходится по 5-6 раз в год летать, уговаривать, объяснять, что у нас в Украине люди с гранатами по улицам не ходят и бандеровцы в лесах никого не режут. Там настоящая истерия. Иностранцы тоже боятся, когда происходят непонятные для них движения. Кто захочет поехать в страну, где идет война или началась революция? Зачем рисковать?
Но есть же и экстремалы…
Далеко не все. Кстати, когда к нам приезжали «Uriah Heep», херсонская федерация воздухоплавания устроила им небольшой экстрим: музыканты впервые в жизни катались на воздушном шаре – невысоко, на привязи. Но зрителей повергли этим в шоковое состояние: ходили слухи, что «Uriah Heep» вообще не приедут – а они вот, перед «Юбилейным» на воздушном шаре летают. Просто фантастика. Да и во время исполнения первых трех песен люди молчали, присматривались – настоящие ли? И только после четвертой начался бум.
Что вы скажете тем, кто не верит в приезд легендарных «Smokie»?
Могу заверить: они приедут. На сегодняшний день все идет по плану, договора подписаны, деньги заплачены. Я только что вернулась из Киева, где мы обсудили все технические вопросы. Кстати, последняя новость: Алан Силсон приедет в Херсон вместе со своей женой, которая тоже хочет увидеть Украину, хотя первоначально ее поездка не планировалась. Мы во всеоружии, хотим наших гостей гостеприимно встретить, создать комфорт, и на корабле покатать, и экскурсию организовать. Думаю, справимся – не в первый же раз.
Какими концертами планируете порадовать херсонцев в будущем?
Может быть, на следующий фестиваль привезем «Назарет». Хотелось бы организовать что-то такое, что люди вряд ли могут увидеть и услышать в Херсоне - Тото Кутуньо, Си-Си Кетч… Мне кажется, это будет очень интересно.
Что интересного планируется в рамках самого фестиваля «Крок у майбутнє»?
Вообще, мы решили участвовать в этом проекте, несмотря на очень большую загрузку (три огромных гастрольных тура и подготовка к фестивалю воздухоплавания) потому что понравилась сама идея: фестиваль пройдет без политики, без спиртных и табачных спонсоров. Кроме четырехчасового концерта с великолепным звуком и светом (одним из ведущих будет Георгий Делиев), планируется несколько изюминок. Симферопольская компания «Союз-шоу» (победители различных конкурсов фейерверков) обещает умопомрачительный фейерверк, равного которому херсонцы еще не видели. Самих участников, группы, планируем объединить парами – чтобы и на саунд-чеки вместе ходили, и в быту соприкасались, чтобы херсонские группы могли ближе пообщаться с зарубежными и киевскими. Хотим приобщить самих херсонцев к порядку, чтобы молодежь приучалась отдыхать красиво: выставить контейнеры с разной сортировкой мусора, чтобы отдельно выбрасывать баночки жестяные, отдельно – пластиковые. В Киеве на концертах уже присутствует этот европейский уровень: на 200 тысяч человек – и ни одной драки, люди доброжелательны друг к другу и мусор бросают в контейнеры. Люди уважают свой город, место, куда они пришли, друг друга. Я хочу, чтобы в Херсоне было так же.

Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2007