«Кролики» - это не только ценный мех


Это кличка. Кличка, от которой избавиться нет никакой возможности. Сначала мы радовались, что у нас появилась такая кличка, потом она нас раздражала, но постепенно мы поняли, что от нее никуда не денешься. Если уже прозвали — то звать будут.

Досье
Народные артисты Владимир Данилец и Владимир Моисеенко. Известны в народе как «Кролики». По гороскопу — люди диаметрально противоположные: Данилец — Дева и Крыса, Моисеенко — Рыба и Кот. Дружат с 1978 года, вместе работают — с 1987-го. Работают втроем с режиссером Евгением Перебийносом — человеком, который, по словам артистов, их сделал теми, кто они есть сейчас. Живут в Киеве, работают в Москве. И пока «ответственный за вес» Данилец восполнял после концерта массу своего тела, «ответственный за рост» Моисеенко общался с нами в гримерке.

«Кролики» — это уже история
Автор этого номера когда-то приходил в эстрадно-цирковое училище и просто так раздавал тексты студентам. Он и нам написал несколько номеров. Параллельно в Минске он создал театр «Христофор». И получилось так, что мы стали как неродные дети — нам попадало то, что браковали в театре. Но мы очень благодарны этому театру: то, что у них «не проходило» — «проходило» у нас. И вот он прислал одну зарисовочку. Начиналось так: забегает Павлик к председателю колхоза:
- Опанасович, там до вас корреспондент з Москви приїхав.
- Знов?
- Нет, з Москви. Що робити?
- Що робити, що робити... Давай медалі чіпляй.
- Так нормально?
- Нормально. Bci чіпляй.
- А тут осталось тільки вашої жінки «Мать-героїня».
- А я що, не герой? Давай чіпляй.
Потом приходил корреспондент, председатель говорил «усвояемого» раз, «усвояемого» два... И приписка: дальше идут варианты. Это было от руки написано на 2 тетрадных страницах, все остальное мы додумали сами. Когда номер показывали на конкурсе, он шел 16,5 минут. Очень долго репетировали, и однажды Вовка, сказал с привычной для зрителя интонацией: «Кролики, это не то-о-олько ценный мех...» Мы просто рухнули. Для нас было совершенно неожиданно, что «Кролики» стали так популярны. В нашей сольной программе финальным был «Индийский фильм» — совершенно неубиенный номер. Неделю назад в Риге нас просто заставили показать его — с ним мы взяли Гран-при в 1991 году. В то время мы работали от общества «Знание», выступали по маленьким клубам и на всякий случай новый номер с «кроликами» поставили перед «Индийским фильмом». Но после «Кроликов» никто ничего не слушал — зрители просто рыдали. С «Кроликами» мы стали лауреатами последнего всесоюзного конкурса артистов разговорного жанра. Там номер увидела Регина Дубовицкая, после третьего тура она сказала: «Даже если вы ничего не возьмете на этом конкурсе, я все равно вас снимаю в новогодней программе». Так номер появился на телевидении. А потом нам рассказали, что на украинском радио есть пленка, где настоящий председатель колхоза не может выговорить слово «усваиваемого». В Харькове — нам говорили, что это было в Харькове, в Полтаве — что в Полтаве: в каждом городе, кроме Западной Украины, утверждаили одно: «Это было у нас». Пленка у нас потом появилась, но никакого отношения к нашему номеру она не имеет, кроме слова «усваиваемого».
В последнее время вас часто видят в «Кривом зеркале»...
За это огромное спасибо Евгению Вагановичу Петросяну. К нему можно по-разному относиться как к артисту. Но человек он потрясающий, и своим «Кривым зеркалом» сделал невероятное: собрал всех самых страшных конкурентов одного возраста и одного жанра и сделал из них команду. Работа происходит следующим образом: все съезжаются за 10 дней на съемку, заранее оговаривается, что на это время снимают все концерты. Люди теряют очень большие деньги. У нас, например, нет ни одного свободного дня до середины марта, но работа в «Кривом зеркале» — 10 дней репетиций и два дня съемок — святое. Когда съезжаемся, 6 авторов приносят номера — общие, частные, импровизированные дуэты, прологи и эпилоги. Мы получаем огромную стопку текста и через 10 дней записываем — на зрителей, в зале. Репетиции идут с 10 утра до 8 вечера. Потом мы едем в студию и записываем музыкальные фонограммы — до 1.30 ночи. На следующий день в 10.00 —очередная репетиция. Такое ощущение, что я вернулся в училище, что я студент. Уникальная ситуация. На протяжении 10 дней проводится три проверочных концерта в Москве или Подмосковье, Петросян выходит и говорит: «Вы сейчас на проверочном концерте. Извините, артисты вчера или позавчера получили тексты, кое-что будут читать по бумажке...» И мы проверяем, что идет, что не идет. Если получаются какие-то загвоздочки, он проводит разбор полета, а с утра говорит: «Давайте этот номер мы покрутим». Садятся все 16 человек и начинают «набалтывать». Чем отличается ситуация там от всех других, которые я когда-либо видел? В любом другом случае я точно знаю, что если номер не мой, а у меня возникает какая-то репризка, находочка — я ее никогда не «сдам», оставлю ее себе: может пригодиться. Но здесь все выдают все. Даю честное благородное слово. Съемочный концерт идет 6 часов — я не знаю, как зрители это выдерживают, наверное, чувствуют эту атмосферу. А после съемки созваниваемся неделю. Едем дальше на гастроли — и не хватает друг друга.
О работе в Москве
Это переход на новый виток, на новый рынок. Но себя считаем однозначно украинскими артистами. Даже если работаем на русском языке. Я украинец, Вовка украинец. Я, может быть, нескромно скажу, но мы не похожи ни на кого другого. К этому и стремились. Это украинский бренд. На Дальнем Востоке на каждом концерте нас просили спеть украинскую песню. И мы поем — без фонограммы, без гитары.
О шоу-бизнесе
Такого понятия шоу-бизнеса, как в России, у нас нет. Есть несколько человек, которые пытаются работать. Во-первых, здесь артисты в принципе никому не нужны. Те, кто зарабатывает деньги, идут параллельными курсами с Министерством культуры. Как в анекдоте: сидит еврей под Ситибанком в Нью-Йорке, семечками торгует. К нему подходит другой: «Одолжи мне 10 долларов» — «Не могу. Ты понимаешь, у меня с банком договор. Я не одалживаю денег, а он не торгует семечками». Точно так же у нас и с Министерством культуры. Они не интересуются нашими проблемами, мы не интересуемся их проблемами. Хотя с Юрием Петровичем Богуцким мы в великолепных отношениях. А в России люди понимают, что нужно деньги вложить — а потом с этого получить. У нас пока так не получается: вложить деньги нужно большие, а на украинском рынке их не «отобьешь».
О «национальности» юмора
Не бывает юмора украинского, еврейского, грузинского. Бывает смешно или не смешно. А с иностранцами мы просто не пересекаемся в проблемах. Американцы и мы вообще никогда друг друга не поймем. Один умный человек сказал: «Мы находимся на разных полюсах: когда они просыпаются, мы ложимся спать».
О языковых проблемах
Мы владеем и русским, и украинским. Говорить для нас не проблема. К сожалению, очень мало хорошего материала пишут на украинском языке. Я думаю, это беда литературы, которую культивировали в советское время. Украинский юмор остановился на уровне «байок». Не знаю, кто и за что назвал Павла Глазового «батьком україського гумору». Он очень остроумный человек, но литература дальше не пошла. Нам до сих пор пишут в этом формате: «Їде дід Панас, зyстрічає кума Гриця...» Или еще «очень смешная» тема — дед попал в супермаркет. У нас есть номера на украинском языке, и мы их очень любим. Но они из программы постепенно уходят, заменить их нечем. Недавно в Москве показали несмешной номер «Сонце низенько» — это этнографическая зарисовочка. Работали на украинском языке, ни одного слова не выбросили. Народ совершенно обалдел. Одно время были проблемы на Западной Украине: приехали мы на гастроли во Львов, и специально по нашему поводу заседало управление культуры и запретило русскоязычным артистам — на тот момент мы уже были народными артистами Украины — выступать во Львове. Перед нами работал Меладзе, после нас должен был выступать Петросян. Но вот сейчас, 11 марта у нас в плане стоит Львов... А вообще, львовяне прекрасно говорят на русском языке — процентов на 60. Причем на таком красивом и правильном языке — в Киеве такого не услышишь.
О звездности
Знаете, никогда не обманешь зеркало и подушку. Кем бы ты себя не чувствовал. Знаю, что я хороший артист, что Вовка хороший артист — мы работаем хорошо. Но когда начинаешь думать о звездности, сразу меньше времени остается на работу. У меня сейчас с собой 4 новых номера, которые нужно делать — а некогда. Программу нужно обновлять срочно, куча съемок, в мае гастроли в Израиле, 14 апреля сольный концерт в Питере…

Лариса Жарких