Владимир Демченко: «Криголам» живет настоящим
В 2008 году легендарная херсонская группа «Криголам» отметила свое 25-летие. Дата солидная, не все группы мирового уровня доживают до столь почтенного возраста, тем приятнее, что музыкальные долгожители живут рядом с нами.
Почитатели творчества «Криголама» за четверть века успели узнать о группе практически все. Тем же, кто паче чаяния, пропустил эту страницу херсонской музыкальной жизни, вкратце напомним основные вехи их творчества. Родилась группа в клубе села Корсунка, херсонским же коллектив стал в 1990-м. Выступали в клубах, на улицах, немного поездили по фестивалям и даже результаты имеются: дипломанты «Червоної рути», третье место на «Перлинах сезону». В этом году мощно выступили на фестивале «кРок у майбутне», и хоть лауреатами не стали, жюри их заметило, и все как один утверждали, что если бы была возможность определить не трех, а четырех лауреатов, «Криголам» был бы среди них. И под занавес года – юбилейный сольный концерт в ДКС.
Стиль своей музыки музыканты «Криголама» определяют как progressive rock – рок с элементами фолька, регги, блюза. Но все же любой коллектив – это прежде всего люди. За долгую историю через горнило «Криголама» прошло десятка два серьезных музыкантов и очень много «однодневок». Сегодня в группе играют и поют «четыре с половиной» человека. Дробное число оттого, что вокалист Константин Голубов в группе хоть и давно, но периодически: то есть, то нет. Постоянный состав – это барабанщик Алексей Вундервальд, бас-гитарист Андрей Муковня, вокалист Артем Демченко и, конечно же, лицо, идеолог, автор текстов и музыки, гитарист и вокалист Владимир Демченко – наш сегодняшний собеседник. Известный как рок-музыкант, в миру Владимир человек серьезный: преподаватель и научный работник (занимается украинской лингвистикой), автор трех монографий. Последние 10 лет работает старшим научным сотрудником отдела организации научной работы Херсонского юридического института.
Владимир, многие почему-то считают, что музыка – удел молодых, а людям серьезным не пристало скакать по сцене с гитарой…
И я чувствую на себе взгляды типа «и он туда же!» или «сколько уже можно?». Но считаю, что сколько хочется, столько и можно, да и по публике все видно. Бывает, объявляют коллектив – и проносится вздох разочарования. Тогда надо сразу уходить. А когда тебя приветствуют громче, чем других, то понимаешь, что недаром этим занимаешься.
Что Вам не дает бросить музыку? Уж точно не прибыльность этого дела…
С деньгами это вообще не связано. Некоторые рокеры стали попсовиками, стали деньги зарабатывать, переключаясь на другой стиль. Эту тему сразу отбросим. А что помогает... Когда в молодости начинают заниматься таким творчеством, то первые мечты – чтобы девушки смотрели, чтобы слава была. И у меня такое было. Но постепенно честолюбивые мечты уходили, а любовь к музыке оставалась. Значит, те, кто музыку бросает, изначально не были настоящими музыкантами, музыка не шла у них из души, от сердца. У нас в группе играло очень много людей, из них буквально двое-трое в той или иной мере еще занимаются музыкой. Все остальные уже забыли тот музыкальный инструмент, на котором играли. Значит, это было просто поверхностное увлечение.
Найти стоящих музыкантов сложно?
Людей очень тяжело найти. Это же любительский уровень, плюс провинция. Но нынешний состав у нас очень удачный. Я считаю, что каждому музыканту должна нравиться музыка, которую он играет, не он сам себе нравиться.
Провинциальная и столичная музыка сильно отличаются?
Никакой разницы между провинцией и столицей нет. Даже в Херсоне есть люди, которые играют покруче киевлян. Проблемы не в технике, не в инструментах и не во внешнем виде. Вот сейчас так вышло, что и «Паруса», и «Янсэн Кукансэн» остались без репетиционной базы. Рыскают по городу, ищут – невозможно найти место. Те же проблемы и в Киеве. Столица опережает провинцию по одной-двум группам типа «Океан Эльзы» или «ВВ», которые уже раскручены, работают на коммерческой основе и стали частью поп-культуры.
С чего начался «Криголам» - с желания играть? с концепции?
Рок-музыка – это уже концепция. Тем более, 25 лет назад. Собрались мы в 1983 году, но я все эти песни и раньше играл, и даже год жил в Киеве – в 1981-м. Начать там не сложилось – значит, не судьба (я вообще-то фаталист). Так и уехал. А если бы я попал кому-то в руки – это была бы бомба: в Киеве в то время даже русскоязычная рок-музыка была прорывом, а у меня в то время и украиноязычные песни были. Но – не попал. А может, Киев тоже не то место... В общем, случайно собрались мы в сельском клубе втроем и играли первые аккорды рок-музыки. Правда, тогда мы назывались по-другому – «Посторонним В.», классное название, до сих пор нравится. На первом концерте 23 февраля спели пять песен. Через год состав поменялся, стал более стабильным, и назвали мы себя «Ледокол», по названию одной из песен, да и к рок-музыке такое название больше подходит. А в газете «Ленінський прапор» название наше переводили всегда как «Криголам». Мы не возражали. Так и пошло.
Украинские тексты Ваших песен – это профессиональный интерес?
Была у нас программа русскоязычная плюс несколько песен на украинском. Мы на улице в Новой Каховке несколько концертов делали – просто выставляли аппарат и играли концерт. Люди собирались, и я помню их расширенные глаза: еще и на украинском? Но я не просто филолог, я считаю себя патриотом. Это идет из души, из глубины. Да и в институте мы пели фольклор на концертах. В начале 90-х увлекались фольк-роком, фольк-джазом, есть пара альбомов, самодельных, конечно, в такой стилистике, как потом Руслана показала (кстати, мечтаю подарить Руслане коллекцию своих альбомов). Это было очень давно – в 1991 году записали альбом «Пісні великого Чорногуза» - чистый фольк-рок. А когда я перебрался в Херсон, в 1990 году, полгода помучался без музыки, а потом постепенно стал знакомиться с местными музыкантами. Когда мы с ребятами решили сделать группу, они предложили петь только украинские песни, и окончательно остановиться на названии «Криголам», а не «Ледокол». Так что это не только мои идеи.
Нет ли у Вас ощущения, что вы сами прошли тот путь, который впоследствии прошла украинская музыка?
Мне многие говорили, что я не вовремя родился. Родись я позже, может, сейчас был бы на волне. Но все равно ниша, которую мы занимаем, не занята до сих пор. Единственное, кто был близок к этому – «Брати Гадюкіни», и то они музыку стилизовали специально.
На что вы надеялись, посылая в 1986-м свои записи на конкурс журнала «Аврора»?
У меня недавно мысль промелькнула, что тогда легче было попасть на какой-то фестиваль. Может, время такое было - демократия, глоток свежего воздуха. Да и понтов таких со стороны столичных групп не было. Тогда мы вдвоем с барабанщиком свой альбом украиноязычный сделали за одну ночь. Это было бешеное вдохновение, и альбом вышел на одном дыхании. Мы назвали его «Круїз», а сейчас называем «Подорож до Аврори». Его и сейчас можно слушать. Недавно на радиостанции «Промінь» ставили самопальные записи украинских групп того времени, и две песни попали из «Круїза». Я послушал – не хуже, чем у других.
У Вас есть свой фан-клуб?
Настоящего нет, но, наверное, он формируется. Я был приятно удивлен, когда парень из Киева написал, что они слушают наши записи: «Считайте, что мы ваши фаны». Мы продолжаем общаться, они пытались даже организовать нам выступление в столице, но сейчас это тяжело. Есть несколько поклонников в Чернигове. Вот так, по чуть-чуть. Еще я был очень удивлен, когда в Херсоне на нас приходили 16-17-летние. Я раньше считал, что наша музыка для более взрослых слушателей, умеющих мыслить и слышать слова. Но поскольку мы пытаемся в музыке оставаться на современной волне, то и молодежь, которая «музыку хавает», тоже получает удовольствие.
Часто выступаете в других городах?
Многие музыканты считают, что мы много ездим. И мы этого хотим, но организовать концерты, пробивать некому, у нас продюсера не было никогда, а я сам не умею. Выезжали мы, в основном, на фестивали, были в Запорожье, в Донецке, в Севастополе, в Киеве, в Николаеве. Но мечту хотя бы раз в месяц выезжать с сольным концертом, выступать где-то в клубах в разных городах не оставляем. Например, в Полтаве, потом в Харькове, и обязательно – во Львове. Это моя давняя мечта. А вот в Херсоне пытаемся раз в год сделать сольный концерт, хотя это все тяжелее и тяжелее. Сольными концертами мы гордимся – в городе никто столько, сколько мы, не делает. Причем каждый раз – новая программа. Мы живем настоящим, а не тем, что было.
В составе «Криголама» есть еще один человек с фамилией Демченко. Кто он и как попал в группу?
Это мой сын Артем. Он сам напросился. Когда-то пришел на репетицию: «А можно я попробую петь?» Нам как раз и нужен был фронтмен. Раньше было так: сам поешь, сам себе подыгрываешь, а сейчас уже музыка намного сложнее. Да и я понял, что голос у меня не особо (хотя на всех записях мой голос, но на сцене – это совсем другое дело). Так что Артем вовремя подвернулся. Я сначала скептически к этому отнесся, но постепенно стало больше и больше нравиться.
Как сын воспринимет папу-музыканта?
Очень хорошо. Я не навязывал ему, какую музыку слушать, все как-то само собой получилось. Самое главное – сын папы не стесняется, даже гордится, и это приятно, конечно.
Каковы планы на ближайшую пятилетку – до следующего юбилейного концерта?
Озвучу планы на год: уже готова блюзово-джазовая программа с вокалисткой, в стиле Нино Катамадзе. Хотим сделать демо-запись, с этой музыкой попробовать выступить в ночных клубах. Делаем немецкую программу с рабочим названием «GlückStrahl» (луч счастья). Хотя сама идея родилась давно, но как-то она забывалась. Можно сказать, что фестиваль «кРок у майбутнє» нас к этому и подтолкнул.
Кстати, участие в этом фестивале дало что-то ощутимое?
Приятное чувство, что мы выступили. Причем было два выступления – в «Юбилейном» в мае нам очень понравилось (вот если бы в таком месте сделать сольный концерт!), а на набережной еще и познакомились с другими музыкантами. Хотя я считаю, что там, где есть рок-музыка, конкурса как такового быть не может.
И напоследок, главный итог 25-летней деятельности группы «Криголам».
Я понял, что все это будет продолжаться и дальше. Еще не так давно я думал, что еще лет пять – и все. Но проходит лет пять – какое бросить, наоборот, зажигает. А главный итог – любимая женщина появилась в моей жизни только благодаря музыке.
Лариса Жарких
2008