Светлана Чекина: не потеряйте время!

Светлана Чекина Светлана Чекина

Казалось бы, что может быть привычнее и обычнее работы воспитателя в детском саду? Изо дня в день, из года в год – одно и то же (по крайней мере, большинство именно так и думает). Но не так все просто, как нам кажется. Новое в работе воспитателей есть. И даже свои конкурсы среди них проводятся. Причем наши, херсонские педагоги в них тоже побеждают.
Сегодня мы познакомим вас со Светланой Чекиной. Работает она в логопедической группе детского сада №35 обычным воспитателем. Хотя назвать ее работу обычной язык не поворачивается. На Всеукраинском конкурсе для воспитателей и методистов «Педагог-новатор 2010» на лучшее занятие по новой программе «Я у Світі» она получила диплом.

Светлана Павловна, чем же Вы покорили жюри этого конкурса?
Во-первых, я взяла для работы музейную педагогику - это интересно, потому что ею в Украине мало кто занимается. Интересна она своей наглядностью. Я использую такой принцип: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне пощупать – и я познаю больше». А что может быть нагляднее музея? Единственное, дети в настоящем музее не могут ничего пощупать. Во-вторых, занятие я полностью написала в стихах на украинском языке – может, поэтому и получила признание как педагог-новатор. Вообще, если занятие у меня не идет прозой, я пишу его в стихах - детям они нравятся. Чтобы познакомить детей с народным творчеством, я выбрала тему «Встреча прошлого с настоящим», мы брали куклы современные, куклы театральные, куклы из прошлого. Получилось интегрированное занятие, в котором присутствовала не только музейная педагогика, но и народоведение, и другие педагогические элементы.
Вы занимаетесь музейной педагогикой, значит, часто водите детей в городские музеи?
В городские тоже водим. Но в нашем садике есть и свой музей (кстати, единственный в Херсоне) – мини-музей Херсонщины. Он сделан руками воспитателей, экспонаты собирали воспитатели совместно с родителями. В музее 5 экспозиций – «История основания города», «Современный Херсон», «Великая Отечественная война», «История нашего детского сада» (мы отслеживаем дальнейший творческий путь наших выпускников) и «Природные зоны Херсонщины». Последнюю экспозицию предложила и сделала я - мне близка по духу природа, я учу детей жить в гармонии с ней, поэтому, на мой взгляд, важно наглядно показать детям, что в нашем крае есть море, степь, лес. А через некоторое время решила сделать мини-музей и в своей группе. Вообще, над музейной педагогикой я работаю недавно, второй год, и в музей мы ходим, как только предоставляется возможность. По большому счету, музей можно использовать практически в каждом занятии – разве что в изучении математики он не пригодится. Если тема занятия созвучна с одной из экспозиций музея – я обязательно веду туда детей. Например, изучая наш город, мы не можем каждый день гулять по улицам – а в нашем мини-музее рассматриваем макеты, фотографии. И когда выезжаем на экскурсии в краеведческий музей, в его филиал - музей природы, в художественный музей, проезжая по городу, обязательно вспоминаем улицы. Или знакомим детей, например, с посудой или одеждой – идем в «Бабусину світлицю» (это одна из тематических комнат в нашем саду, где представлена этнографическо-краеведческая экспозиция) и рассматриваем там старинные вещи. Это наглядно, это позволяет сравнить прошлое и настоящее, приучает интересоваться прошлым. Мир же не появился вместе со мной – до меня что-то было. Например, рассказываю детям, какие у них куклы – разные, красивые, – а раньше была одна кукла на всю семью, совсем не похожая на современные. Мы идем в мини-музей, рассматриваем старинную куклу - и дети начинают ценить то, что у них есть – да, я живу в лучшее время, у меня лучшие условия, лучшие игрушки.
Как дети воспринимают такие экскурсии?
Детям это нравится, нравится атмосфера. К посещению музея я готовила деток заранее: сначала рассказывала, как я ходила в музей, какие старинные вещи там можно увидеть. Потом мы рассматриваем картины с изображением музеев, потом приходим в наш музей и наблюдаем. Первый раз попав в музей, они обошли его, посмотрели, потом начали задавать вопросы… На следующие занятия я беру определенную тему и работаю с одной из экспозиций музея. А еще в своем музее мы отрабатываем правила поведения в музеях города, учим, что экспонаты трогать руками нельзя. И даже когда в краеведческом музее детям разрешили потрогать некоторые экспонаты, подошли к ним все, но потрогали только один-два человека, остальные сказали: «Не можна трогати руками, бо це дуже давняя і цінна річ». Я считаю, что музейная педагогика развивает познавательные интересы ребенка, расширяет его кругозор, для формирования гармоничной личности это нужно. Конечно, хотелось бы, чтобы и родители почаще водили детей в музеи – все-таки, когда нас 25-35 человек, дети не все могут увидеть, а когда ты с мамой и папой – возможностей гораздо больше.
Говорят, что Вы в работе часто используете какие-то новинки. Расскажите о них.
Я отношусь к тем людям, которые живут по принципу «Век живи – век учись», потому очень люблю использовать все новое. Появилась сказка-терапия – я взяла ее себе в работу. Мы прочитали сказочку, делаем выводы – как можно поступать, как нельзя, что плохого, что хорошего, что можем взять для себя. Появилась исследовательско-поисковая деятельность – я стала заниматься ею (ведь дети по природе своей исследователи). Ребенок увидел, поэкспериментировал – и сам вывод сделал. Например, показываю, как смешиваются два вещества – наливаю воду в стакан, где лежит кристалл марганцовки, и дети видят, как вода окрасилась. Это наглядно. Музыкотерапия – это вообще чудесная технология, сохраняющая здоровье. У Моцарта есть музыка, которую он написал, чтобы успокоить ребенка (сейчас таких детей мы называем гиперактивными). Ее я использую перед сном. У нас в логопедической группе многие дети гиперактивные, и чтобы успокоиться, им нужно времени чуть больше, чем обычному ребенку. А когда я стала включать перед дневным сном эти произведения, дети стали засыпать через 2-3 минуты. Даже родители удивлялись: «Не может быть! У меня никогда ребенок днем не спал!» Песочная терапия нужна для развития рецепторов пальчиков. Чем лучше развиты пальчики ребенка, тем быстрее развивается его головной мозг. Мы можем нарисовать пальчиком на песочке, если что-то не получилось, тут же вытереть и исправить. Сколько листочков бумаги мы испортим, пока научимся рисовать цветочек на бумаге? И я рассказываю, как мы сохраняем деревья, из которых делают бумагу. Все должно быть взаимосвязано. А об игротерапии можно особо и не говорить – ее используют все, это когда занятие проводится в форме игры.
Всегда ли новые технологии дают положительные результаты?
Чтобы узнать, нужно попробовать. Поэтому я с детьми общаюсь, спрашиваю и перед занятием, и после, какое у них настроение, учитываю психо-эмоциональное состояние ребенка. Он может после занятия сказать, что было хорошее настроение, а стало плохое – значит, надо где-то доработать, значит, не на всех действует этот метод. И если я вижу, что новая технология мне не подходит – я ее не использую.
Откуда берете идеи?
Если я услышала о чем-то новом, начинаю искать информацию везде – в журналах, в Интернете, в этом плане очень помогает наш методист Марина Николаевна Кравчута – она делает обзор литературы и обращает наше внимание на новинки.
А не проще ли работать в старом привычном русле?
Может, и проще, но я же не могу сегодня проводить занятие точно так же, как и 10 лет назад! Человек должен развиваться, идти в ногу со временем. И если завтра появится новая технология – я ее обязательно попробую, потому что мне это интересно.
Вы работаете в логопедической группе, детей у Вас вдвое меньше, чем в обычной. Работать с ними легче?
Я заменяла воспитателей в других группах, и признаюсь, что с 30 детьми мне легче работать, чем с 15 нашими. Они действительно особенные – очень добрые и отзывчивые, но более уязвимые, с более возбудимой нервной системой, отсюда и задержки речевого развития: детки не только неправильно произносят звуки, но многие не могут сформулировать мысль. Да, они не такие усидчивые, быстро отвлекается, очень быстро устают, их крайне сложно чем-то заинтересовать - но все это исправимо: мы развиваем память, внимание, мышление. Поэтому и новая Программа имеет другую направленность: не воспитатель предлагает, а ребенок «заказывает», чем ему сегодня заниматься.
Кстати, о новой Программе. Очень часто в педагогике бывает так, что новая программа оказывается не в пример хуже старой, тем не менее, сверху ее упорно насаживают – а через пару-тройку лет внезапно от нее отказываются. Скажите как педагог-практик, новая программа Вам нравится?
Честно говоря, я не со всем в ней согласна. Да, ребенок должен быть на первом плане, и когда я даю ему какую-то информацию, я должна учитывать его интересы. Но многое еще недоработано. Скорее всего, ее писали психологи-теоретики, не консультируясь с практикующими педагогами.
Какой, в Вашем представлении, должна быть идеальная группа, чтобы работать эффективно (при условии наличия идеальных родителей)?
При работе по новой Программе - человек десять, не больше, потому что она предусматривает индивидуальную и подгрупповую работу. Нам всегда хочется, чтобы наши дети знали больше, чтобы умели больше. Но здесь все зависит от ребенка, каждый из них – индивидуален, к каждому нужен свой подход.
А как работаете Вы?
У нас в паре с воспитателем работает логопед – развивает память, мышление, плюс ставит детям звуки, а мы закрепляем их. И очень важно, чтобы к процессу подключились и родители, потому что без их работы дома ничего не будет. Если мы в саду звук ставим и закрепляем, а дома мама при разговоре с ребенком его не корректирует, то наша работа сводится к нулю. Особенно обидно, когда дети приходят после лета – и «потеряли» звуки. Я всегда говорю родителям: если вы хотите хорошего человечка воспитать, то давайте делать это вместе. И когда я рассказываю родителям о том, что происходило с ребенком, какие поступки он сделал, это не значит, что я жалуюсь – я обращаю внимание родителей на проблемы, которые увидела я и которые, может быть, еще не увидели они. Надо посмотреть, как ребенок дома себя ведет, чтобы проблемы мы корректировали вместе: я в садике, родители – дома, чтобы в воспитании ребенка была преемственность, тогда будет все хорошо.
Получается такая совместная работа?
Да. Мы выпускаем чудесных деток. Когда психиатр производит обязательный осмотр детей перед школой, то обращает внимание на то, что наши дети знают намного больше, чем детки из обычных групп. Но это происходит к концу пребывания ребенка в логопедической группе и при условии каждодневной тяжелой работы совместно с родителями. Нужны постоянная тренировка памяти, постоянное повторение. Благо, наши родители это понимают, они у нас чудесные, отзывчивые, благодаря им у нас есть развивающая среда. С родителями работа построена как с партнерами – я с ними советуюсь, они со мной, часто сами проявляют инициативу, и многим такое сотрудничество нравится. Некоторые детки могли бы уже покинуть детский сад, но остаются в группе еще на год.
Вы тоже считаете, что 6 лет – для школы рановато?
Ребенок должен пойти в школу тогда, когда созреет мотивационно, когда будет к этому готов. Но многие дети к 6 годам еще не готовы. К сожалению, этот вопрос решается не на нашем, а на государственном уровне. Почему наши медики молчат, что не все дети должны идти в школу в 6 лет? Да, один может сесть за школьную парту в 6, другому лучше в 7, а третьему не мешало бы подождать и до 8 лет. И ничего в этом страшного нет. Нужно в первую очередь думать о здоровье ребенка. Недавно родители первоклашек – наших прошлогодних выпускников – проводили АСПОН, и оказалось, что от нас детки уходят с нормальным здоровьем, а в 1-м классе зрение падает, у 20-30% появляются неврозы. Вывод: у этих деток еще не созрела нервная система для школьных нагрузок.
Что, на ваш взгляд, самое важное для педагога?
Самое главное – это любовь. Если ты любишь детей, то с душой будешь идти на работу, до полуночи будешь искать для них картинки, истории, сказки. А педагоги без любви – это люди случайные.
О чем должны помнить родители дошколят?
До 7 лет из каждого ребенка можно «слепить» хорошего человечка. Не потеряйте это очень важное время!

Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2011