Елена Бурмецкая и ее «Вдохновение»
«Вдохновение». Сегодня этот танцевальный коллектив в Херсоне на слуху. Они участвуют во всех местных конкурсах – и занимают призовые места. И не только херсонцев покоряют юные танцоры. Они принимали участие во Всеукраинском конкурсе «Барвистий віночок» в Днепропетровске – и привезли 2 третьих места. На Николаевском областном фестивале народного творчества «Веселі черевички» заняли второе место. Два года подряд с международного фестиваля детского творчества «Мир талантов» в Киеве они привозят третьи места, и три года подряд отдыхают и участвуют во всеукраинском этапе этого конкурса в «Молодой гвардии». А в марте прошлого года юные танцоры отдыхали в «Артеке», где стали участниками I Всеукраинского детского слета «Мир талантов».
Образцовый художественный ансамбль танца «Вдохновение» на месте не сидит. 2 апреля состоялся яркий отчетный концерт коллектива «На зустріч до критлатих мрій», после которого была озвучена мысль, что «Вдохновение» достойно получить звание народного коллектива. Так что вскоре в созвездии народных танцевальных коллективов Херсона засияет еще одна звездочка.
… А начиналось все 18 лет назад, в 1993 году, когда основатель и руководитель коллектива Елена Бурмецкая, хореограф по образованию, начала создавать на базе суворовского дома пионеров (ныне Херсонский дом детского и юношеского творчества) совершенно новый детский танцевальный ансамбль.
Елена Владимировна, создать ансамбль с нуля – дело нелегкое. Уверена, что опыт у вас все же был – наверное, с детства занимались танцами?
Проблемы выбора профессии у меня действительно не было. Я с детства занималась в ансамбле «Веселі чобітки», танцевала в основном составе, ездила с ними во все поездки. Потом была солисткой ансамбля «Світанок». И с детства же я собирала девочек в маленький «кружок» - в школе, в коридоре, между уроками. Уже тогда мне хотелось кого-то учить танцевать.
Делать первые шаги в создании коллектива было сложно?
Очень сложно. Базы никакой не было, начинала я с нуля: я и дети – и все. Это сейчас у нас два класса, костюмерная, зеркала, все это мы за 18 лет сделали сами, а когда пришли, в комнате школьника были лишь побеленные стены и покрашены панели. Тяжело было контакт с родителями наладить (коллектив-то новый, неизвестный), и как раз то время финансирование прекратилось. Первые костюмы для детей я шила сама своими руками из тюли. Тогда появилась в продаже новая тюль, все массово стали менять старую, и я попросила родителей старую тюль не выбрасывать, а приносить к нам. Я эту тюль красила (тогда же появилась краска - розовая и голубая) и шила – это были наши первые костюмы. Но зато костюмы были. Потом потихонечку родители увидели результаты детей, и сами стали потихонечку подключаться к нашей общей работе.
А кто сегодня шьет Вам костюмы?
Костюмы у нас действительно очень интересные, и их часто отмечают на конкурсах. Уже много лет их шьет нам мама девочки, которая занимается в старшей группе. Мы придумываем, что мы хотим, а она уже говорит, что возможно воплотить в жизнь, что невозможно – и шьет. Но одна мама уже не справляется, и сейчас к нам присоединилась наша сотрудница из дома детского творчества.
Сколько времени прошло, прежде чем Вы поняли, что коллектив сложился?
Наверное, когда праздновали 5-летие. Шли к успеху мы кропотливо, потихонечку. Да и дети – это такой материал, который надо шлифовать и шлифовать.
Сегодня сколько детей в коллективе и как можно к Вам попасть?
У нас занимается около 120 человек. Работаем мы на 2 базах – в комнате школьника на Таврическом и на базе школы №56. В основном, принимаем деток маленьких и практически не добираем в старшие и средние группы - только если ребенок имеет хореографическую подготовку. Практически все старшие – наши же воспитанники, которые пришли в ансамбль в 4 года. Но когда дети приходят записываться, мы никому не отказываем, просто, немного позанимавшись с нами, и сами дети, и их родители видят, что им сразу, сналету не догнать тех, кто начал заниматься с 4 лет.
А исключения из правил бывают?
Бывают. Большинство новичков, которые приходят в среднюю группу, походят-походят - и сдаются. А если у ребенка есть характер, есть желание работать дома, а не только здесь, то результаты будут. Есть у нас примеры, когда ребенок пришел по добору, а достиг больших результатов, чем тот, кто занимался с раннего детства.
Сколько нужно ребенку заниматься, чтобы стать хорошим танцором?
Чем больше, тем лучше. В ансамбле старшие занимаются 4 раза в неделю по 2,5 часа с перерывом, а у малышей занятия 3 раза в неделю и по времени меньше - в зависимости от возраста. Но если ребенок работает еще и дома, если постоянно совершенствуется и добивается результатов, то результат будет. Все зависит от желания и от труда ребенка. Порой ребенок трудолюбием обгоняет тех, кому больше дано природой. Хотя у нас лентяев очень мало – у нас лентяи не задерживаются.
Дети занимаются в ансамбле до окончания школы?
В основном. Но некоторые не хотят уходить о нас и окончив школу. Одна девочка учится в училище культуры, там нагрузка с 8 утра до 8 вечера – но все равно она находит возможность, приходит, надевает форму и занимается. Другая выпускница уже 2 года учится в техникуме, который никакого отношения к хореографии не имеет, - и тоже не бросает занятия у нас. Пока дети учатся в школе –проблем нет, но когда поступают, заниматься становится проблематично. У старших детей занятия начинаются в 15.30 (мы не хотим, чтобы в зимнее время они поздно вечером возвращались домой), но не все вузы в это время освобождают своих студентов. А ведь в хореографии пропускать занятия нельзя. Если дети пропускают - потом отстают, чувствуют это и переживают. Да и родителей сами воспитывают: часто слышу от малышей: «Мама не хотела утром вставать, я разбудила с сказала: мне на танцы!»
За судьбой воспитанников следите?
Конечно. Одна девочка собирается в этом году поступать в училище культуры, одна там уже учится, а две наши выпускницы уже окончили его, и одна из них работает хореографом в Скадовске.
Насколько часто дети выбирают своей профессией хореографию?
Когда спрашиваешь, кто хочет быть хореографом, руку поднимают практически все. Но когда дело близится к окончанию школы, взгляды на жизнь меняются, плюс влияние родителей. Это и понятно: профессия хореографа – это очень тяжелый труд. Даже дочка моя передумала и не пошла по моим стопам.
Нехлебная это работа, получается?
Абсолютно. Одна головная боль 24 часа в сутки. К концерту подготовка была такая, что дети работали каждый день – с обеда до позднего вечера, группа за группой. И хочешь порой отдохнуть, и директор дает возможность – а не можешь: впереди новые конкурсы.
Дети не пищат от нагрузки?
Нет. Когда они видят цель, к результату идут сами.
Часто ездите на конкурсы?
Мы можем позволить себе одну-две поездки в год. Предложений много, танцев у нас много, показать есть что - но чаще просто не можем. Дорого. Нас же никто не финансирует, спонсоров нет. Единственный наш спонсор – это родители. Сами сдают взносы, и члены родительского комитета распределяют - что на костюмы, что на поездки. Родители стараются совместить летнее оздоровление с фестивалями (хоть и не по полной стоимости путевки, но все равно платные). Огромное спасибо родителям за поддержку.
На какие коллективы дети стараются равняться?
Часто мы принимаем участие в конкурсе «Натхнення», где в старшей возрастной категории соревнуются коллективы нашего училища культуры и госуниверситета. Мы стараемся, чтобы дети посмотрели выступления старших и увидели, к чему надо стремиться. Они смотрят, приходят в восторг и понимают, над чем им нужно работать. Особенно мальчики – когда видят студентов, которые танцуют правильно, красиво, зрелищно, профессионально...
Кстати о мальчиках. Почему их у Вас так мало?
Не доходят почему-то. И это проблема не только нашего коллектива. В народных коллективах и бальных танцах, где без мальчиков обойтись нельзя, их как-то находят, привлекают. Мы даже поменяли название (сначала коллектив назывался «Кукляшки») – все равно не помогло. Как правило, в группу записывается 2 мальчика, через некоторое время один уходит – и вслед за ним второй. До старшей группы у нас мальчики так и не доходили. Мы пошли на базу 56-й школы, думали, вот придут мальчишки... А в школе есть 2 кружка каратэ, батут – и все мальчики уже там. И вновь к нам пришли одни девочки. Может, для мальчиков это слишком тяжелое занятие?
В Херсоне очень много интересных детских танцевальных коллетивов. Вы дружите с ними?
Конечно. Дружат руководители, обмениваемся информацией, дети участвуют в конкурсах, смотрят друг на друга. У каждого коллектива свое видение, и творчество каждого имеет право на жизнь. Какие могут быть разногласия в хореографии? Это же самодеятельность, детская самодеятельность.
А для чего нужна детская самодеятельность?
Она воспитывает характер, воспитывает эстетику, отношение к жизни, отношение друг к другу. В тех же поездках у нас старшие дети отвечают за младших - и стало многолетней традицией. Наши старшие когда-то тоже были младшими, им заплетали гульки в поездках, проверяли костюмы, водили за ручку. Теперь они сами с огромным удовольствием делают то же самое с младшими. Это очень хороший воспитательный момент. А еще старшие для младших делают новогодние поздравления, а малыши подрастают и тоже просят: дайте нам роль. Ты не просто учишь детей танцевать - стараешься, чтобы они анализировали то, что видят по телевидению и в Интернете, и не бросались на то, что блестит. В основном, это достигается разъяснениями. Я не кричу на детей вообще и считаю, что криком добиться результата нельзя. Но если тебя понимают – тогда результат будет.
Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2011