Алексей Булдаков о жизни, работе и славе

На фестиваль непрофессионального кино «Кинокиммерия» в Херсоне приехал замечательный гость – артист Алексей Булдаков. Сейчас он практически не дает интервью. «Эти интервью мало чем отличаются друг от друга, - сетует Алексей Иванович. - Иногда я злюсь и говорю: ребята, неужели я такой неинтересный человек, что вы спрашиваете одно и то же? Человек, тем более, артист – это, в принципе, космос». И все же после творческого вечера, на котором Алексей Булдаков и пел, и анекдоты рассказывал, и о себе немножко поведал, пообщаться с ним удалось. Было очень интересно.

Алексей Иванович в Украине Вы часто выступаете?
Я всю Украину изъездил вдоль и поперек, когда возникала партия «Жінки за майбутнє». Концерты шли по 5 часов без перерыва. До сих пор вспоминаю: хорошая команда была, такой позитив шел в зал и, естественно, из зала - это было что-то грандиозное, единение духовное, человеческое. Как-то в Киеве на 10-летии таможни концерт шел тоже больше 5 часов. На банкете я удивился, что люди столько сидели без перерыва, но генерал ответил: «Если б вы не закончили, мы бы еще сидели». К сожалению, не получается приехать в город Херсон и познакомиться, пообщаться, на рыбалочку съездить… Из гостиницы такой вид… я прямо расстроился. Но я надеюсь, все еще впереди.
Откуда у вас такая любовь к охоте, рыбалке? После фильма?
С детства. Сколько себя помню, с удочкой был. Чебачков натаскаешь, придешь, мама яйцами залила – о! Я обожаю охоту, обожаю рыбалку. Один из моих любимых анекдотов на эту тему:
Рано утром, когда над водой туман, птички начинают петь, солнышко появляется… Мужчина прибежал, удочку размотал, червячка достал, только забросил, а поплавок дергается. Достает – ничего. Смотрит на червя, а червяк: «Мужик, ты что, обладел? Меня ж сожрать там могли!»
Охоту я обожаю потому что меня интересует сам процесс. Это таинство. Когда мужики собираются после облавы, загона, никто ничего не убил, но по 50 грамм – и столько рассказов! Только ради этого я хожу на охоту.
Мужик пошел на уточку. Сквозь камыши пробирается, засада у него там. Вдруг кабан – секач. Мужик бежать – кабан за ним. Патроны в патронник вставляет, разворачивается, дуплетом… Кабан остановился, дробь с себя смахнул: «Ну, мужик… Ну ты попал…»
Наверное, актерских баек знаете не меньше, чем анекдотов...
Когда актеры встречаются, это удивительно. Каждый начинает рассказывать всякие интересные вещи.
Как-то на записи «Белого попугая» Лев Дуров, народный артист, рассказывал, как артист мог в одном слове ошибку сделать, две ошибки, три… «В спектакле у меня главная роль, я говорю-говорю, он стоит и меня слушает. Потом идет фраза: «Это вы, вы во всем виноваты!» Он: «Я?!» И начинается диалог. И вот идет спектакль, читаю свой монолог, говорю: «Это вы, вы во всем виноваты!» В ответ слышу: «Мна?!» Да это просто вообразить себе невозможно - «Мна?!».
В Малом театре есть целая книга таких записей. Спектакль по Островскому, на сцене народные артисты Царев и Яблочкина. Яблочкина должна говорить: «Ну, знаете ли, кашу маслом не испортишь», на что Царев отвечает: «Ну это смотря какое масло». Яблочкина к тому времени была в достаточно преклонном возрасте, под 100 лет, она уже не выходила на сцену – ее на кресле-каталке вывозили, но публика любила ее безумно, поэтому ей прощали все. И вот во время этой сцены она вдруг говорит: «Ну, знаете ли, Машу каслом не испортишь». Царев в ответ: «Ну это смотря какое касло»…
Во МХАТе идет спектакль, в главной роли замечательный Олег Ефремов, на сцене Евстигнеев, Невинный. У Ефремова монолог, где он говорит: «Я в ответе за вас и за всех!», после этих слов вступал в диалог Евстигнеев. И вот в страсти Ефремов говорит: «Я в ответе за вас и за свет!» Евстигнеев продолжает: «Да? И за газ?».
Стать актером Вы мечтали с детства?
Я с детства мечтал быть летчиком, и когда учился в школе, в семье сложилось мнение, что я – летчик. До сих пор люблю авиацию, высоту, скорость. Но при этом я безумно любил кино, театр. Я мог сутками смотреть кино, билеты тогда были по 5 копеек, потом по 10 копеек сеанс. У нас рядом кинотеатры были, я на 9 утра шел в один кинотеатр, потом на 11 - в другой. В этом смысле я был просто помешан. 5 копеек туда, 5 копеек обратно и 10 на кино. А если у меня еще и на мороженое получалось – то это праздник был вообще!
Настоящим актером Вас сделал театр или кино?
Я театральный актер и до 1980 года никакого отношения к кино не имел. В конце ноября 1980 года я начал сниматься в первом фильме, и за это время у меня 110 или 115 фильмов. Если говорить о профессии, конечно, артистом меня сделал театр, кино – это эксплуатация. Эксплуатация твоих данных, типажности. Естественно, это и известность, и слава…
А как Вы относитесь к своей славе?
Абсолютно спокойно. Конечно, когда был молодым, казалось: я своим появлением потрясу человечество. Все это было, но оказалось полной глупостью. Надо очень точно определить для себя, что должно быть в работе, которую ты пытаешься сделать, и что у тебя получается. И вот когда сравниваешь – нестыковочка получается. То, что ты делаешь, и то, что хотел бы - это всегда разные вещи. Надо критично подходить к своему творчеству. Родственники, друзья, естественно, скажут, что у тебя все прекрасно, и вообще, спасибо матери с отцом, что ты появился. Но только я могу точно определить уровень своего бытия и творческого отношения к тому, что делаю. Когда остаешься один на один с подушкой, тебе никто не будет врать. Поэтому я к славе отношусь абсолютно спокойно. Кто-то из великих сказал, что все великие люди себе создают постаменты, а вот памятник ставит время. Еще неизвестно, поставит ли мне время памятник и надо ли это вообще. Ты работай, живи для людей, делай свое дело, профессионально делай, потому что у нас профессия очень сложная, я бы сказал жестокая профессия. Сегодня тебе звонят – завтра могут и не позвонить. И все. И о чем бы ты ни мечтал, какие бы великие стратегические творческие планы ни строил – это бесполезно.
Как вы относитесь к съемкам в сериалах?
Многие мои коллеги никак не идут на сериалы. Но актер должен сниматься, простите, сериалы – это ведь тоже моя работа. Другое дело, как я отношусь к этому, как я работаю. Снимаясь в сериале, я практически переписываю сценарий. Просто вызываю редактора – на площадке обязательно присутствует редактор, говорю, что это играть нельзя, что здесь так должно быть, здесь так. Все переписываем - тогда начинаем снимать. Приходится даже идти на скандал. А что делать? В кадре-то существую я. Смотрят-то на меня, а не на то, что написал или не написал сценарист, присутствовал на площадке режиссер или не присутствовал. Зритель смотрит на меня. И если мне это неинтересно, зрителю тем более не будет интересно. Надо, чтобы все это мое было, личное, чтобы было отношение к герою, которого ты играешь. В свое время про меня говорили: «Алексей Булдаков может и передовицу газеты «Правда» оправдать».
Вы закрытый человек?
Да. Потому что есть тот мир, в котором я существую, только я, туда никто не вхож. Даже мои близкие. Не потому, что я боюсь каких-то разоблачений. Нет, это тот мой мир, который создает ту внутреннюю основу мою как актера. Естественно, если кто-то влезет, он нарушит это творческое равновесие. Это, наверное, есть у каждого артиста.
А любовь? Артисту она нужна?
Это замечательное человеческое чувство, совершенно удивительная тайна двух сердец. Но когда я вижу на улице, что эта тайна публичной становится – я не верю в такую любовь. Любовь удивительна, для артиста тем более. В свое время Станиславский сказал, что артист должен быть влюблен – в женщину, в картину, в дерево – во что угодно. Это нужно, это его будоражит, это ему дает фантазии, дает силы. Поэтому как не любить? Я уже не говорю про женщину. У меня жена по этому поводу говорит: «Если мужчина не любит женщину, значит, его еще в детстве надо отстреливать». Это шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля правды.
Для многих сегодня стало откровением, что Вы еще и поете…
Однажды на дне рождения у Михаила Евдокимова, моего друга и земляка, я спел ему песню, ко мне подошел замечательный поэт-песенник Анатолий Поперечный и предложил: «Алексей, вы неплохо поете, можно я для вас что-то напишу?» И действительно, через месяц он написал для меня 16 стихотворений, я отобрал 14 и вместе с ним и своим композитором Евгением Бидненко мы записали целый диск.
Это Ваш ответ на современную эстрадную музыку?
То, что поется на нашей эстраде, неприемлемо, во всяком случае, для моей души… Я понимаю чукчу, который ездит по тундре тысячу километров - долгий путь, и он поет просто для настроения. Поет что видит: вот заяц пробежал, тундра хорошая, ягоды растут. Но когда я слушаю, о чем поют на нашей эстраде… «У нашей любви села батарейка…» Почему же так примитивно, скучно, неинтересно? Ни образа, ничего. Нет, я все понимаю: время другое, настроение другое, ритмы другие, вкусы другие. Может быть, я старею, может быть... Но я знаю одно: когда я слушаю песню, смотрю кино или спектакль, я прежде всего отмечаю: душа моя это принимает или нет? хочется ли мне петь эту песню? завидую ли артистам, потому что они снялись в таком замечательном кино или в театре сыграли роль? Но часто начинается фильм или спектакль – и ничего. Я ухожу. А иногда ловлю себя на мысли что у меня челюсть отвисает - и полтора часа я там. Когда я слушаю хорошую песню, душа моя волнуется, мне хочется выскочить, подпеть. Другое дело, принимает это зритель или нет. Знаете, есть анекдот:
- Ну что все восхищаются: Лучано Паваротти! Лучано Паваротти! Он же си первой октавы взять не может! Мало того, он еще и грассирует!
- Простите, а вы слышали Лучано Паваротти?
- Да. Рабинович вчера по телефону напел.
Я, конечно, не Лучано Паваротти, но получаю удовольствие. А если и зритель получает удовольствие – это вообще замечательно, это прекрасно…
Что для Вас лучший отдых?
Баня. Я за городом живу, сказал: дом не дострою, но баню сделаю. Когда намотаюсь жутко, жене звоню: «Люся, затопи баньку…» И пока из аэропорта еду – банька готова, и я там расслабляюсь. После этой суеты попаришься, лежишь на диванчике, чай попиваешь и думаешь: вот она, жизнь, а все остальное – так… кроме тяжести внутри это напряжение больше ничего не дает.
А кто в Вашей семье главенствует?
У нас в этом смысле демократично. Конечно, жена. Я на лидерство и не претендую. Я приезжаю – у меня все чистенько, все постирано, приготовлено, расписано, кто звонил. Она мой пресс-секретарь, зам по тылу. Поэтому я и не рвусь в лидеры, мол, как я сказал, так и будет. По-моему, жену мою эта позиция устраивает. Но когда я говорю: это надо сделать так, это так, она принимает. Естественно, как всякая женщина посопротивляется. А я делаю паузу… - и через 5 минут она соглашается. Мне очень нравится этот анекдот:
Женщина сидит перед трюмо и кричит мужу: «Коля, ты уже решил, что надеть в театр или будешь спорить?»
А самому сделать что-то по дому удается?
А я делаю. И готовлю. Причем жена ворчит: «Мне худеть надо, мне худеть надо!..» А я люблю готовить, это у меня с молодости. Когда я в театре начинал, получал копейки - а я здоровый мужик, после армии, хочется кушать, денег не хватало, вечно в долгах. И я сам начал готовить, покупал скромненькие продукты, но фантазировал и из них что-то делал.
Коронное блюдо есть?
Пельмени сибирские тройные. Фарш - говядина, немножко свинины, баранинка, либо вместо баранинки курочка, лучок, перчик... Есть человек, который жене помогает по хозяйству, так она вообще гениально готовит. Какое она делает тесто! Удивительно тонкое – фарш видно. Вот я все говорю ей: «Ты меня научи, как делать тесто». Так что осваиваю. У меня неплохо получается, но еще не до конца.
Что вы можете посоветовать тем, кто начинает творить и мечтает о славе?
К сожалению, мы в своей суете забываем, кто мы, для чего мы вообще здесь и куда мы спешим, куда заворачиваем. Для нас вдруг почему-то символом культуры стал Запад. Вот это обезьянничество меня раздражает. Америка - ах! При этом забывают про свою культуру древнейшую, про свой язык, традиции, историю. У нас есть чем гордиться. У нас талантливый народ. Талантливый! Раскрывайте душу свою. Пишите стихи, книги пишите, картины пишите, раскрывайте душу. Меня иногда спрашивают: почему Россия пьет? От нереализованности. Это страшно, когда человек не реализовывается. В каждом заложено творческое начало, его просто надо развить. Но если заниматься этим только для того, чтобы постичь вкус славы и потом купаться в ней – то лучше и не начинать. Вы уйдете в другую сторону и закончитесь как художник.

Лариса Жарких
2009