«Морж» Сергей Белозеров: Главное – чтобы песня пелась
Их не просто называют одной из наиболее интересных современных андеграундных групп, самыми экстравагантными и эпатажными – еще именуют «актом импрессионизма в музыке».
Они же от души экспериментируют со звуком и содержанием. Такие вот мичурины от музыки. Почему мичурины? А Вам могло бы прийти в голову «скрестить», например, танго и регги? Классический академизм и шансон? Закоктейлить шаманские песни, панк, фанк, блюз, джаз, рок, попсу и еще что-то совершенно невероятное?
А чего стоят названия их творений! «Нежный Брежнев», «Ядовитый Дворник», «Ленин на танцах».
Да и внешне они соединяют несоединимое. Один ничем не выделился бы на улице, у другого в одежде явно преобладают восточные мотивы, но самым ярким оказалось одеяние бородатого контрабасиста, которое состоит из смокинга с бабочкой, килта и гетров (говорят, что это не просто гетры, а гетры клуба «Chelsea»). Об истории своего сценического костюма Гендель рассказал, что на одном из концертов музыканты в шутку наряжались в разные наряды - кубинские, шотландские. Просто подвернулся килт, и они решили сделать концерт в юбках. И этот килт прицепился намертво, а потом замиксовался с классическим верхом. Как оказалось, ребята ничего нового не изобрели – шотландцы именно так и ходят на какие-то серьезные мероприятия: снизу – килт, сверху – смокинг.
Вот такой получился винегрет во всех отношениях. Вынос мозга с высоко поднятой головой? Может быть. А может – просто любовь. Любовь к музыке, из которой рождается свой мир, музыкально-феерический, безумно энергетический и, может быть, даже параллельный...
Эта музыкально-поэтическая мозаика называется арт-хаос группой «Morj» (поименно:
Сергей Белозёров – гитара, вокал, песни, считалки, искажения;
Игорь Гендель Кречковский — контрабас, вокал, плеть;
Роман Галаборда — гитара, вокал, песни, третий глаз;
Михаил Малютин – барабаны, перкуссия, критика).
Их родина – славный город Харьков, с концертами и фестивалями исколесили они пространства немало, собирали залы, имели успех, вызывали восторг, и вот 5 апреля, по дороге из Одессы в Запорожье, впервые добрались и до Херсона…
И здесь вступил в силу закон «первого блина»… Нет, не подумайте, что музыканты лажали – они-то были как раз на высоте. Просто на их концерт, который проходил в кафе «Бар-Босс», зрителей-слушателей собралось всего-ничего (кое-кто даже пересчитал – получилось… 13). Сие музыкантов несколько огорчило, но отыграли они для этой чертовой дюжины на ура. Так что есть смысл познакомиться с ними поближе. Тем более, что они обещали еще вернуться…
Сергей, название Вашей группы «Morj» что-то обозначает?
Я и сам не знаю, и меня это обескураживает. Это самое странное, что произошло с командой. Мы пытались что-то изменить, переименовать – но название не ушло. Наверное, что-то в нем есть. Может, это Морж из «Алисы в Зазеркалье» - помните там стихотворение «Морж и Плотник»? А может быть, это аббревиатура из будущего – из будущего потому, что сейчас осмыслить название мы не можем.
В сочетании «арт-хаос группа» настораживает слово хаОс…
Просто песни, которые писались и которые мы превратили в композиции, не вмещались в один стиль. У нас получалось все – и блюз, и регги, и джазец, и шансоновый «Дворник». Изначально не хотелось ограничивать себя рамками одного стиля (как в мультфильме про Петрика Пяточкина – он боялся быть посчитанным). Мы играемся со стилями – и это дает нам возможность быть свободными. Раньше когда нас спрашивали, что мы играем – мы не знали, что ответить. Сказать: рок, блюз, джаз – это нечестно. И мы отшучивались, мол, это эротический эмо-шансон. Потом как-то само по себе появилось это сочетание - арт-хаос. То ли это определяют наши песни, то ли наше мировоззрение.
А как родилась сама группа? Как вы вчетвером нашли друг друга?
Вселенная родилась от большого взрыва, а мы - от большого объема. Все кружились друг с другом с 2004 года, а вместе собрались и начали усиленно репетировать в 2008-м. Правда, изначально с нами была еще и флейтистка, которая вместе с нами просуществовала около 2 лет. Но потом ее украл один байкер – она влюбилась и уехала с ним «на край света» – в Винницу. Мы ее отпустили, ведь это любовь. Она до сих пор занимается флейтой, а после ее ухода многие духовые партии взял на себя я – имитирую трубу, например.
Говорят, скоро и контрабасист куда-то уезжает…
Гендель едет в Европу. По этому поводу будет прощальный концерт. Но я думаю, он быстро соскучится вернется очень скоро. Это испытание любовью.
Песни пишет кто?
Песни пишу я, а которые исполняет Рома, на украинском – пишет он. Изначально пишется песня, потом приносится в коллектив, и мы делаем из нее композицию. Бывает, песня сама приходит к нам из внешнего мира, и мы сочиняем всем составом – но таких немного.
Вашу группу сравнивают с другими исполнителями?
С огромным количеством музыкантов. И очень радовало, что с кардинально противоположными - «Би-2», «Сплин», «ДДТ»... Это веселило. Когда сравнили с «АукцЫоном» – гордость взяла, это круто. А после сравнения с Гариком Сукчевым мы смеялись больше всего. Вообще, я придерживаюсь такой позиции, как Кролик из «Алисы»: «Называй меня, как хочешь, только в куст терновый не бросай».
Вы все музыканты по образованию?
Ребята музыканты, а я неуч - самоучка. У Ромы Галаборды и у Миши за плечами училище музыкальное, а у Генделя - консерватория. Я же окончил музыкальную школу, должен был быть юристом, но потом меня развернуло – музыка ждет. Я доучился, но работать по специальности не пошел.
Не жалеете?
Наоборот, я счастлив, что это не затуманивает мое сознание.
Юридическое образование помогает в музыке?
Может быть, на первоначальном этапе оно дало понимание каких-то схем, механизмов. Сейчас, через 5 лет – даже не знаю. Наверное, в чем-то помогает, в каких-то коммуникациях, но на музыку оно не влияет.
А в защите авторских прав, о которой сейчас не говорит только ленивый?
Когда учил авторское право, над этим задумывался и даже процентов на 60 защитил авторские права. А на практике не так страшен волк, как его рисуют. Сейчас, в эпоху крушения лейблов, меня этот вопрос не пугает. Со временем я понял, что все это не настолько серьезно. Главное – чтобы песня пелась и приносила радость.
А деньги? Вы можете сказать, что музыка приносит вам доход?
Если раньше мы выживали музыкой, теперь мы просто живем ею. В конце 2010-го мы записали первый студийный диск «Пластилиновая балерина», подошли к делу очень серьезно: в парусиновом мешочке, который называется «Воздушный змей», находится не только сам диск, но и книжечка с текстами и визуализация – состояние, связанное с песней (для этого мы подорвали харьковских и киевских художников). Оказалось, диск очень ждали и раскупали. В 2011 году совершили тур в поддержку диска, да и сейчас ездим - были в России, Белоруссии, во многих городах СНГ.
Что из концертных странствий оставило впечатление?
Ни одно наше путешествие (мы их называем экспедициями) не прошло без безумных приключений. Один из самых радостных моментов - группа притягивает к себе огромное количество ярчайших людей – светлых безумцев. Города и люди меняются противоположными, калейдоскопическими картинками. Это самые яркие моменты, кроме самой музыки и записи альбомов. Весело было на концерте в Москве, когда под песню «Нежный Брежнев» наш друг Женя выбежал на танцпол в резиновой маске Брежнева – и на проигрыше снял меня со сцены и мы закружили в вальсе. Порой случаются и стремные ситуации, а через день мы уже вспоминаем о них со смехом.
На первом диске не остановитесь?
На подходе уже второй – он будет более живой и выйдет в мае. Название пока говорить не будем. Как будем презентовать – обязательно к вам приедем.
Несмотря на то, что зрителей в Херсоне было мало?
Конечно, хотелось бы больше зрителей. Но все равно у вас нам тоже понравилось – было все хорошо и душевно. Все поправимо. Будем приезжать – приходите к нам. И спасибо за то, что вы слушали и слышали.
Лариса Жарких
Фото Игоря Бойченко
2012