Сергей Кияшко: стараюсь быть честным в каждой роли

Сергея Кияшко херсонской публике можно и не представлять. Один из ведущих актеров херсонского академического, больше 10 лет работает в театре, человек, которому под силу любые роли – и трагические, и комические, и главные, и эпизодические. И пусть он к себе относится самокритично - зритель от его работ просто в восторге. И не зря. А в октябре 2009 года актера отметили и на государственном уровне - Сергей получил звание «Заслуженный артист Украины». Говорят, что он – один из самых молодых заслуженных артистов.

Сергей, ожидал стал заслуженным?
Я об этом никогда не думал, не жил этой мыслью. Понятно, все мы люди, к чему-то стремимся, но стремления получить звание у меня не было. И вообще я считаю, что рановато мне звание дали – для 28-летнего парня... Некоторые получают звание перед пенсией – это тоже, конечно, неправильно. Но я смотрю на мир без розовых очков, не хожу и не кичусь тем, что я заслуженный артист. Я к этому званию еще не привык, и оно меня немножко смущает, коробит.
А вообще, звания в артистической среде – это хорошо или плохо? Есть масса никому не известных народных артистов и, например, Олег Скрипка, который в свое время от звания отказался – но найди более народного…
Единственный позитивный момент от звания я вижу в социальном плане – мало-мальски это отражается на заработной плате и, конечно, когда-нибудь, если я, дай Бог, доживу до пенсионного возраста, будет прибавка к пенсии (хотя об этом рано думать). Для человека, работающего в театре, материальная часть важна: у нас оклады небольшие, свою основную жизнь мы проводим именно в театре и возможности работать где-то на стороне нет, поэтому дополнительный процент к заработной плате – это основное.
Как это нет возможности работать на стороне?А подедморозить?
Слава Богу, из-за карантина новогодние утренники не отменили. Ведь у артиста это единственная возможность в году подзаработать. Хорошо, что в новогодней сказке у нас 2-3 состава, и мы можем меняться. Я скажу, что за утренники в садиках я очень переживаю, даже больше, чем за работу в театре. Не хочу сказать, что за театр я не волнуюсь – просто к утренникам очень серьезно отношусь. Некоторые берут по 10 утренников в день, а для меня четыре – это потолок. Ты полностью отдаешь себя, ты приходишь к деткам, а дети – это самые непосредственные зрители, и если им неинтересно, они не будет тебя слушать. Дед Мороз – это праздник. У нас Анатолий Степанович Толок говорит так: «Дед Мороз должен быть как бенгальский огонь – ярок, красив». У меня рекорд: когда наступает новогодний период, я за 10 дней, с 21 по 31 декабря, теряю в весе 6-7 кг. Не могу сказать, что от физической нагрузки - от нервов. Много сценариев, из 20 утренников – 16 сценариев. Такая вот работа.
А вообще, в артисты-то как попал?
Наверное, это судьба. Мой дядя, брат мамы - очень успешный врач, и мне тоже хотелось быть врачом. Были планы: медучилище, потом мединститут. Но буквально за 3 дня мои планы кардинально изменились. Любовь Павловна Калюжная, заслуженная артистка Украины и ныне заведующая литературной частью херсонского театра, тогда была главным режиссером каланчакского театра. Когда я учился классе в пятом-шестом, я занимался у нее в детской театральной студии при Доме культуры в Каланчаке, потом она привлекла меня в самодеятельный театр «Тронка». Сначала мне все это нравилось, потом я начал взрослеть, кто-то из друзей сказал: «Зачем оно тебе надо?» И я это дело бросил. Когда я учился в 10 классе, Любовь Павловна подошла к моей маме и сказала, что в каланчакский театр нужны молодые парни, актеры, мол, мы поможем Сереже поступить в училище культуры, он будет заочно учиться и работать. Это был 1997 год, папе зарплату не платили, на мамину еле тянулись. Мы - простые люди из поселка, и для мамы это был выход: сын будет пристроен, получит образование и будет работать. Конечно, мама согласилась. А я сразу в отказ: «Нащо воно мені? Не хочу! Краще відслужу в армії…» - «Ну смотри, - говорит она мне, - у тебя на принятие решения три дня». Я как раз уезжал из Каланчака на три дня, и за эти три дня - в первый день я не хотел работать в театре, во второй сомневался, а на третий день уже всем говорил, что буду артистом. Придя работать в театр в 17 лет, я еще не осознавал, что такое есть театр, что такое есть профессия актера, какие есть прелести самой профессии, какие ценности. Уже потом, постепенно, когда начал работать, я увидел и понял, что это очень сложная работа и это действительно та профессия, которая мне нравится. Я стараюсь делать ее хорошо, и думаю, кое-что получается.
А каким ветром из Каланчака занесло в Херсон?
В Каланчаке я около года проработал в театре, заочно учился в училище культуры. Потом из театра актеры начали уходить. Одно дело я – еще на содержании родителей, а другое, когда надо обеспечивать семью. Мужчины уходили, спектакли стали разваливаться, и как таковой театр потерял смысл существования. Директор херсонского театра Александр Андреевич Книга у нас тогда бывал, он общался с Любовью Павловной и директором каланчакского театра Николаем Алексеевичем Кравцовым. Он и предложил Любови Павловне приехать поработать в Херсон. Из актеров с ней нас приехало четверо, до сих пор работаем я и Света Онопченко. Мы приехали 12 декабря в 1998 года, а с февраля 1999-го уже значится запись в трудовой книжке.
Что больше учит актера – теория или реальная работа?
Я с этим столкнулся и сталкиваюсь по сей день. Актерской базы, азов – это подготовка психофизического аппарата, сценическое движение, сценическая речь - у меня не было. Учился я заочно, сессии сдавал экстерном, потому что хотелось уехать побыстрее домой. Я человек домашний, для меня дом и семья по сей день самое ценное в жизни. Учился я хорошо, но до конца всего этого осознать не мог. Конечно, практика – это великое дело. Я просто благодарен режиссерам и руководству театра, что они мне доверяли. Я понимаю, что будь на моем месте в то время кто-то другой, я бы не работал. Просто в херсонском театре тоже сложилась ситуация с невыплатой зарплаты, актеры среднего возраста уходили из театра, в том числе Вова Данильченко - он был героем, и с его уходом на меня посыпались роли. Я и сам понимал, и старшие актеры говорили, что я играю роль только потому, что нет никого другого. И я очень переживал, когда приезжали молодые актеры, закончившие театральные учебные заведения, думал, что кто-то приедет – и все, я останусь без работы…
Теперь-то переживания ушли?
Ушли-то ушли, но сомнения остались. Я очень критично отношусь к себе. Что-то меня беспокоит, что-то мне не нравится, слушаю мнение абсолютно всех. Образования мне действительно не хватало. И уже когда мы познакомились с режиссером Сережей Павлюком, работали на первом спектакле «Между небом и землей», он сказал: «Очень хорошо, что у тебя не было той школы. Режиссер – это твоя школа». Говорит, что многие молодые актеры приходят заштампованными, а у меня этого нет. Я все время роли через себя пропускаю. Если я себя чувствую комфортно, значит, и зритель будет чувствовать комфортно. Если я себе верю, значит и зритель будет мне верить.
И в каких же ролях чувствуете себя комфортнее всего?
Все последние. Я считаю, когда мы выпускаем спектакль, это еще 50% работы. С каждым спектаклем роль совершенствуется. Я все свои роли люблю, стараюсь быть честным в каждой работе. И мне очень трудно судить, удачна роль или неудачна. Очень комфортно себя ощущаю в «Фаворите», в спектакле «Между небом и землей». В «Ревизоре» еще не так, я пока себя там до конца не нашел.
Поклонницам уделяете внимание?
Очень не люблю этого слова – поклонник. Поклоняться можно Богу. Наверное, правильнее сказать почитатели. Я нормальный человек, здраво рассуждающий, не витаю в облаках и не считаю себя звездой и мегачеловеком. Я обычный, простой человек, который старается честно делать свою работу. Никому ни в чем не отказываю, общаюсь, порой девчонки подходят просят автограф, с некоторыми мы общаемся, вплоть до того что я спрашиваю их мнение, советуюсь.
Ваша жена, Оксана Савельева – тоже актриса. Это помогает в работе?
Это только плюс. Она талантливая актриса, да еще взвалила на себя тяжелую ношу под названием семья и быт, потому что я практически живу в театре. Но по дому делаю все сам, никого не зову, руки растут из нужного места. И я очень благодарен ей, потому что мой успех – это ее успех на 50%, а может, даже и на 70%, потому что у меня дома все хорошо. Может, кто-то меня и осудит, что я считаю семью более святым для себя, чем театр. Я люблю театр, я люблю свою профессию, но дом – это настоящее. Я знаю: если меня любят, значит, действительно любят. Я люблю все настоящее. И ужасно не люблю врать.
Говорят, путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Чем любит полакомиться актер Сергей Кияшко?
Очень люблю морепродукты. Пару лет назад открыл для себя суши, одно из моих самых любимых лакомств - суши с угрем.
Знаю, что Вы совсем не пьете. Это принципиальная позиция?
И принципиально, и по убеждению – я человек верующий. Просто нет у меня такого желания и тяги. Да и куда же пить, если такая нагрузка? Осталось только выпить, чтобы упасть вообще.
И сколько дней в году работает артист?
365 дней минус отпуск и выходные – но не факт. Бывает, приходится и в отпуске работать. Основной состав у нас работает не покладая рук и ног.
Недавно был Новый год… Что для вас праздники?
На период новогодних праздников ребенка забирает мама, потому что работаем – и я, и супруга, в новогоднюю ночь тем более. Праздник для меня – это когда у меня есть возможность сделать праздник ребенку, когда мы привозим дочь домой, она видит елку, видит подарки. Когда я вижу ее счастливые глаза, чувствую ее счастье – вот это праздник.
Дочь идти по стопам родителей собирается?
Есть у нее такие мысли. Пока отговариваем. Но там уже как сама потом решит. Сейчас занимается в танцевальном коллективе, но видно, что задатки у нее есть.

Лариса Жарких
2010

Сергей Кияшко в роли Потемкина

Кияшко Сергей

Сергей Кияшко - один из ведущих актеров херсонского академического театра, в котором работает больше 10 лет. Ему под силу любые роли – и трагические, и комические, и главные, и эпизодические. Одна из самых ярких работ Сергея – заглавная роль в спектакле «Фаворит. Князь Потемкин-Таврический». Любовь зрителей к нему заслуженна, а в октябре 2009 года актера отметили и на государственном уровне - Сергей получил звание «Заслуженный артист Украины», став в 28 лет одним из самых молодых заслуженных артистов.

Один из сентябрьских дней 2009 года начался с того, что ранним утром актеру Сергею Кияшко, который вместе с театральной труппой возвращался с гастролей, позвонили и поздравили с днем рождения. Сергей спросонья ничего не мог понять – день рождения у него в мае, а тут осень на дворе. Оказалось, поздравления принимать ему пришлось не как Сергею Кияшко, а как Потемкину, чей образ он воплотил в спектакле «Фаворит» и в которого продолжает перевоплощаться и на театральной сцене, и на многих городских мероприятиях.

Сергей, как Вам досталась роль Потемкина?
Работа над спектаклем «Фаворит» началась с 2003 года и была во всех отношениях непростой. Изначально режиссером был назначен Олег Степанович Натяжной, а Потемкина должен был играть другой актер – Игорь Зинченко. Но Игорь ушел из театра - и образовалась долгая пауза. Потом Олег Степанович решил, что эту роль должен играть я…
И как восприняли это известие?
Ой, страшно было… Я думал, это кошмар, который свалился на мою голову: как я, молодой, могу сыграть Потемкина? Это очень большая ответственность, тем более в нашем городе, в нашем регионе, где любого спроси, даже школьника – все знают, кто такой Потемкин. Но тогда после застольного периода, разбора пьесы, исторического материала все тоже как-то быстро затихло. И лишь с приходом режиссера Сергея Павлюка, накануне юбилея города мы сделали спектакль. Все медленно шло-шло-шло, я и до самой сдачи не верил, что из этой затеи что-то получится. Честно говоря, я долго боялся такой ответственности – играть Потемкина, но приходилось работать, не всегда все было понятно, да и сейчас не все понятно, многое будет приходить с возрастом – и самого спектакля, и с моим возрастом и опытом.
Много довелось читать, чтобы постичь эту глыбу?
Много. Есть масса разного материала, и довольно противоречивого. Спасибо Олегу Васильевичу Мишукову, который как раз перед премьерой дал мне книгу о Потемкине, которая основана на 100 разных источников, в которой вскрывались закрытые или противоречивые вопросы. Вообще, эта личность настолько многогранна – всю жизнь играй, добавляй – и все это будет Потемкин.
Что в образе Потемкина привлекает Вас?
Умение доказывать любовь свою делами. Многие считали Потемкина сухим, утверждали, что ему нужны были только деньги, деньги и еще раз деньги. Эта линия прослеживается и в спектакле, когда Екатерина говорит: «Тебе только деньги подавай». Но любовь к этой женщине проявлялась не в словах, но в поступках – он жизнь посвятил государству Российскому и любимой женщине Екатерине II. Потемкин все делал для нее со словами: «Что я? Кто я? Ты - Екатерина, ты царица, и эти края – это будет твоя заслуга». Вот такое высокое чувство любви, когда человек говорит не словами (хотя женщине, может быть, и хотелось больше внимания и слов), а настоящими мужскими поступками. Это я и пытался донести до зрителя. Как Светлейшему обидно, когда Екатерина упрекает его в меркантильности, а он делает все только для нее – границы державы расширял до Черного моря, строил флот. Привлекают его мужские черты характера – прямота, напор, умение не разводить демагогию, а вершить великие дела. Он был поистине велик в своих поступках.
Что давалось легко, что сложно?
Ничего легко не давалась, и по сей день эта роль дается нелегко. Личность Потемкина непроста, это многогранный человек. Сложно давались первые сцены – юношеский порыв, его любовь. Не хотелось, чтобы эти громкие слова: «Я жизнь не пощажу, буду помощником тебе до самой смерти», - звучали пафосно. Мало выучить текст – надо, чтобы слова стали твоими, шли из души. Сложно быть естественным, быть настоящим. Мы долго репетировали, бились с Сережей и Олей Бойцовой (Екатериной) над этими сценами, спасибо Василию Андреевичу Черношкуру – он много помогал.
Что-то открыли в себе, сыграв Потемкина?
Это по-настоящему этапная роль, ступенька, точнее Эверест, на который надо было взойти. Сейчас это планка, которая не позволяет мне ни как актеру, ни как человеку снижать уровень. Я старюсь держать этот уровень и с не меньшим трепетом относиться к другим спектаклям, к другим работам. Я и так одинаково болею за все роли, но эта роль обязывает особо.
К каким чертам характера Потемкина хочется тянуться?
У него душа болела за то, что можно делать, можно осваивать, можно улучшать жизнь народа и страны – но тому лень, тот не хочет, тот деньги украл… А он чувствовал в себе силы и мог оставить что-то после себя. Мне хочется, чтобы и я, и все люди были хоть чуточку похожи на него и своей работой (на сцене, на стройке – да в любом деле) приближали нас к лучшему.
Можете назвать тех, кто, на ваш взгляд, хоть немножко приближается к тем качествам, которые вы так цените в Потемкине?
Есть много людей, которые трудятся во благо города. Но начни перечислять – кого-нибудь забудешь. Мне кажется, к таковым можно отнести и бывшего губернатора Бориса Витальевича Силенкова – учреждения культуры не были обижены его вниманием, и мэра Владимира Васильевича Сальдо – он очень много сделал для Херсона, центр города преобразился, и за это ему действительно надо сказать огромное спасибо и шляпу снять. А недовольные всегда будут. Много есть людей, которые делают не только для себя. И дай Бог, чтобы их было больше.

Лариса Жарких
фото Игоря Бойченко
2010